Взаимодействие различных правовых систем в Кавказском регионе Российской Федерации: история и современность. 


Одной из главных характеристик нашей страны является не только географическое разнообразие, но и этническое. При этом многие народы стараются сохранить свою идентичность, соблюдая обычаи и традиции, в том числе религиозные. Наиболее ярким примером является Северный Кавказ, который, согласно некоторым опросам, многие россияне воспринимают как отдельное государство. К примеру, не все знают, что Дагестан является частью России и, чтобы туда поехать, не нужно оформлять загранпаспорт. 

Республики Северного Кавказа действительно самобытны и не похожи на другие регионы нашей страны. Здесь не только следуют обычаям, практикуют так называемые «убийства чести», строго соблюдают религиозные обряды с местной спецификой (суфизм в Дагестане), но и в прямом смысле живут по другим законам. Так, какому же законодательству следуют жители Кавказа, что является для них первичным: Конституция РФ, обычаи или исламские законы Шариата. 

Шариат и адат на Кавказе

Еще со времен исламизации Кавказа, местные правители пытались внедрить следование Шариату, поскольку его законы были более «цивилизованными», чем обычное право. Однако не все, например, нормы обычного права оказали «гуманное» влияние на исполнение законов шариата: так, отрубание рук и ног ворам-рецидивистам, предписанные в шариате, благодаря адату на Кавказе не практикуют. Но полностью это сделать не удалось, и в итоге, Шариат приспособился к адату, а адат к Шариату: сегодня, как правило, они не противоречат друг другу, а если противоречат, то при вынесении решений местные судьи (кадии) чаще всего выбирают нормы, установленные обычным правом. 


Арабское слово «адат» означает обычай, в настоящее время этим термином называют обычное право. К нему относится, например, кровная месть, выплата откупа (или калыма) родителям невесты и многое другое.


Источником обычного права, в первую очередь, служит прецедент: решение, ранее принятое судьей или советом старейшин. Важной особенностью адата является то, что в отличие от исламского права он признает коллективную ответственность за правонарушение. Например, за тяжкое преступление из общины изгоняли не только виновного, но и его ближайших родственников, а совершить кровную месть имеют право брат, сын или отец убитого. 

Историки, да и российские имперские власти, долгое время считали адат – неписаным обычаем, но на самом деле важные решения по адату записывались. Они сохранились на полях или специальных вкладках Корана или выбивались на стенах мечети. С середины 90-х годов эти записи активно изучаются учеными-эпиграфистами. 

В Дагестане самые ранние положения обычного права встречаются в письменном виде уже с XIV века, а во время Российской империи их стали записывать на арабском языке или в арабской графике на местных языках. 

В исторической перспективе любопытно проследить за взаимодействием различных правовых систем в кавказском регионе: мусульманские правители всегда боролись с противоречащими нормам шариата – адатом, так же как власти Российской империи и Советской России боролись и с шариатом, и с адатом, когда они радикально расходились с официальными законами. Так, в целях искоренения кровной мести в 1928 году были внесены дополнения к Уголовному кодексу РСФСР, составившие его отдельную Х главу «Преступления, составляющие пережитки родового быта». 

Известно, что в 1922 году по постановлению Чеченского областного шариатского суда был высечен розгами один из активных комсомольцев с. Гойты С.Хаджиев. Председатель суда спросил комсомольца: «Кому ты намерен подчиняться - коммунистам или шариату?». Хаджиев ответил: «Шариата не признаю. Буду подчиняться коммунистам». За такой дерзкий ответ комсомолец Хаджиев получил нужное количество плетей и был брошен в яму, где просидел до 1923 года, пока не был освобожден М.И. Калининым, бывшим в этот период в Грозном. 

Несмотря на запрет шариата и адата, их нормы продолжали негласно сохраняться в регионе и влиять на правосознание и работу местных органов государственной власти и правоохранительных структур.

Исламское «возрождение», произошедшее после распада СССР, привело к возврату к шариатским нормам и вызвало многочисленные дискуссии, как в сфере Духовного управления мусульман, так и на уровне государственных органов. В начале 2000-х годов один из ярких представителей дагестанской политической элиты С.Х. Асиятилов в одном из интервью сказал, что «каждый мусульманин мечтает о том дне, когда в его стране будет установлен исламский порядок и его будет судить не двуглавый орел, а шариатский суд». Сопредседатель и руководитель Научно-проектного отдела "Российский конгресс народов Кавказа" ученый Д. Халидов многократно заявлял, что шариатское законодательство более соответствует «духу и потребностям народов Северного Кавказа и более успешно регулирует социальные отношения, чем светские законы РФ, которые воспринимаются как навязанные извне и потому не заслуживающие уважения и подчинения». Такую позицию разделяют и многочисленные религиозные деятели Кавказа, и имамы мечетей. 

Однако, необходимость применения норм шариата и адата в регионе остается дискуссионным. Остро ощущается нехватка кадров: специалистов по исламскому праву, светских юристов, разбирающихся в исламе, а также грамотных судей – кадий.

На сегодняшний день ясно одно – распространение шариатского правосудия, наряду с нормами адата и российским правом привело к появлению уникального пространства правового плюрализма в кавказском регионе России, которое нуждается в изучении и осмыслении исследователями. 

Подробнее – в Telegram-канале «Экстремальная вера»