Трибунал вынес обвинительный приговор по резонансному «шуйскому делу»: четверо фигурантов приговорены к расстрелу, но суд нашёл возможным одному из них заменить высшую меру на 5 лет колонии из-за его чистосердечного признания.
В 2000 году Церковь причислила погибших во время волнений и расстрелянных по решению трибунала к лику новомучеников.
РАПСИ продолжает* знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 29 апреля 1922 года.
Шуйские беспорядки
Речь обвинения
Тов. Смирнов произносит свою обвинительную речь, затягивается на 3 с лишним часа. Он начинает с указания на то, что изъятие церковных ценностей декретировано Советской властью в тот момент, когда в голодном Поволжье, несмотря на то, что Советской властью исчерпаны все возможности в области государственно и общественной помощи, каждый день умирают в мучительных судорогах голода сотни и тысячи крестьян и их детей.
- Как откликнулись на дело спасения голодающих «братья во Христе», - духовенство?
Патриарх Тихон поспешил в своем известном воззвании назвать это изъятие ценностей «святотатством» и авторитетно заявил, что допущение изъятия ценностей грозит верующим отлучением от церкви, а священнослужителям лишением сана. И мы знаем, что не только «князья церкви», но и значительная часть низшего духовенства живо откликнулись на зов патриарха Тихона.
Переходя к анализу судебно-следственного материала по делу, тов. Смирнов доказывает, что Шуйские события не вылились стихийно, они творились опытной и «любящей» рукой.
- Когда встает вопрос об изъятии ценностей в Шуе, в соборной церкви созывается «чрезвычайное» собрание. Но протокола этого «чрезвычайного» собрания мы не находим. Отец Светозаров и члены церковного совета – «противники формализма» и мысли свои и постановления они не находят нужным фиксировать на бумаге, хотя презрение к канцелярщине не мешает им разослать членам церковного совета письменные приглашения на это самое «чрезвычайное собрание… Мы знаем, что священник Рождественский «неизвестно откуда» получил пакет с воззванием патриарха Тихона. Я думаю, что не один священник Рождественский удостоился этой патриаршей милости.
И Светозаровы, и Лавровы, и Смельчаковы получили эту директиву свыше. Все они – проводники воли высшего духовенства…
Посмотрите на тех помощников, которые «волею верующих» подобрались вокруг святых отцов Светозаровых. Кто они? Купцы, лавочники, фабриканты, владельцы мастерских. Вот тот душистый черносотенно-монархический букет, аромат которого одурманивал темные, невежественные массы Шаховых, Сухановых, кликушествовавших на Соборной площади 15 марта, и Сизовых, избивавших кольями красноармейцев и коммунистов…
Когда на площади разыгрывались погромные призыву: «Грома Советы! Бей коммунистов!», когда на Соборной площади лилась кровь, «святые отцы», с молчаливым любопытством следили за этим из окошечка своего уютного «духовного» жилища или смиренно служили в соборе молебны чудотворной иконе Смоленской Божьей Матери и Иоанну-воину. Какие это молебны? Это – молебны о даровании победы оружию воинствующей на площади черной сотни…
- Можно ли сомневаться в «сочувствии» изъятию ценностей, в «нейтральности» граждан, сидящих на скамье подсудимых, если бы и не было столь ясных фактических данных их уличающих? – восклицает т. Смирнов. – Светозаров играет первейшую роль в Шуйских событиях и был их самым активным творцом и участником…
Остановившись в дальнейшем подробно на доказательствах виновности каждого из обвиняемых в отдельности и на индивидуальных их характеристиках, тов. Смирнов заканчивает:
- Настоящую оценку действий обвиняемых мы услышали бы, если бы в этот зал мы могли бы пустить умирающих в судорогах крестьян Поволжья… Я здесь выступаю не обвинителем, а защитником, - а защитником тех невинных жертв шуйских кровавых событий, стон которых доносится к нам из Поволжья!
Речь защиты
После речи обвинителя выступает защита.
Защитник Анагорский находит, что обвинитель, говоря о контрреволюционных выступлениях, занимается в значительной степени «чтением в сердцах».
В опровержение соображений обвинителя о значении молебна Иоанну-воину защитник приводит следующую справку:
- Я беседовал с одним духовным лицом и узнал от него, что молебны Иоанну-воину служатся при зубной боли.
«Официальная» справка Анагорского встречается трибуналом и аудиторией снисходительной улыбкой…
- Можно говорить о религиозном психозе, о предрассудках, о болезни, и тогда участь всех обвиняемых будет значительно смягчена.
- Надо ли подвергать обвиняемых, в частности священника Светозарова высшей мере наказания? – ставит вопрос защитник Анагорский и отвечает на него так:
- Если бы такой приговор был вынесен и приведен в исполнение, то отец Павел Светозаров, для темных масс, пропитанных насквозь религиозными предрассудками, станет через день «великомучеником Павлом». И вряд ли таким путем будет достигнуто лечение темных масс от религиозных предрассудков.
Защитник Власов переносит центр тяжести в плоскость доказательств, что события, имевшие место в Шуе, до известной степени явились результатом того, что агитационная кампания вокруг вопроса об изъятии ценностей была начата со значительным опозданием: только 15-го марта, т.-е. в день кровавых событий в Шуе вышел первый номер «Известия ВЦИК», - «Помни о голоде», открывший серьезную агитационную кампанию вокруг этого вопроса.
- Вот если бы, - говорит защитник, - события в Шуе произошли после того, как места, и в частности Шуя, подхватив директивы центра, провели эту широкую кампанию, вопрос обстоял бы иначе…
Защитник Власов упрекает обвинителя в «революционной романтике» и призывает Трибунал подойти к процессу «реалистически» и отнестись к обвиняемым с меньшей суровостью, чем этого требует обвинитель. Он говорит о том, что нахождение в Шуйском соборе икону Смоленской Божьей Матери, считающейся животворной, сыграло, может быть, решающую роль в шуйских событиях.
Речи защитников Иванова и Новикова ничего нового к принципиальным соображениям предыдущих защитников не прибавили, они также призывали Трибунал облегчить участь обвиняемых.
Прения сторон закончены.
Последние слова обвиняемых отнимают весь вечер и заканчиваются утром.
В 11-30 часов утра члены Верховного Трибунала удаляются в совещательную комнату.
Публика не покидает своих мест. Члены Трибунала пробыли в специальной комнате 6 ½ часов.
В 6 часов вечера выносится приговор.
Приговор
Священники Светозаров и Рождественский и граждане Языков и Похлебкин приговорены к расстрелу. Похлебкину, ввиду чистосердечного признания, расстрел замене пятью годами заключения. Обвиняемые Столбунова, Борисов и Клюков приговорены к пяти годам заключения. Медведев, Горшков, Афанасьев, Бугров, Корзеньев и Трусов – к трем годам. Гуреев, Шаронов – к двум годам. Церковный староста Парамонов к одному году. Священники Лавров и Смельчаков – к двум годам, но ввиду их преклонного возраста, наказание считается условным. Граждане Дружков, Сизов, Суханова и Шахова оправданы.
Л. Николаев.
(Известия ВЦИК, № 91)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены