Древняя Русь, начав распадаться на отдельные княжества в XII веке, неудержимо катилась по пути раздробления своих земель не просто на мелкие государственные образования, но и на мельчайшие удельные княжества. О том, как и благодаря чему этот процесс был обращен вспять – в двенадцатом материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александра Минжуренко.


В начале XIII века княжеств в Древней Руси было уже около 50, затем стало 100, потом 200, а к концу этого века – 250. Казалось, этому процессу раздробления и даже распыления русских земель не будет конца: ведь у каждого князя было по 2-3, а то и больше сыновей. Естественно, вставал вопрос: «Доколе?»

Когда же мы можем говорить о начале собирания русских земель? Конечно, эта дата будет условной, но что выбрать в качестве критерия начала этого процесса? Может быть начнем считать с того момента, когда одно из княжеств начнет не терять, а приобретать новые территории, т.е. не дробиться, а укрупняться? Зная будущую историю, мы, конечно, более пристально посмотрим на одно из княжеств, которое поначалу ничем не выделялось из других. 

В 1263 году, согласно завещанию Александра Невского, в удел его младшему сыну Даниилу Александровичу было выделено очень небольшое Московское княжество. Оно считалось удельным и входило в состав Великого княжества Владимирского. Даниил начал княжить с 1276 года. Это были земли в бассейне реки Москвы. Княжество не имело выхода даже к реке Оке и в его состав входил всего один город.

И здесь совершенно необходимо упомянуть одно событие, случившееся далеко от Москвы, но имевшее серьезные последствия для этого крохотного княжества. В 1299 году хан Тохта в ходе борьбы с правителем самого западного улуса Золотой Орды Ногаем, совершил жестокое «разорение Киева». 

После этого из Киева во Владимир перенес свою резиденцию митрополит, хотя он по-прежнему титуловался как митрополит Киевский и Всея Руси. Таким образом Владимиро-Суздальское княжество, в которое входило Москва как удельное княжество, стало религиозным центром Руси. 

И еще одно последствие: почему-то именно в Москву из Киева от «разорения» перебралось большое число служилых людей. Следовательно, московский князь неожиданно получил в свое распоряжение очень важный ресурс для проведения активной внешней политики. К тому же все это пополнение войска надо было как-то кормить и содержать, т.е. остро понадобились новые земли. 

Результатом такого «великого переселения» служилых людей в Москву явилось то, что уже в 1301 году Даниил отвоевывает у Рязанского княжества Коломну, а затем присоединяет Переяславское княжество. В 1303 году Даниил умирает, но в этом же году уже его сын Юрий взял Можайск. За три года территория Московского княжества возрастает вдвое. 

Вот мы и зафиксировали момент начала обратного процесса: одно из русских небольших княжеств начинает укрупняться. И еще один очень важный факт в этом же аспекте: после смерти Даниила, вопреки традициям, все княжество переходит его сыну Юрию, а остальные четыре сына не получают уделов, т.е. московское княжество не разделяется на части по числу наследников, не дробится!

И теперь уже московские князья начинают борьбу за ярлык Великого Владимирского княжества. Но Юрий прямо в Орде был убит конкурентом – тверским князем Дмитрием. И московским князем становится младший брат Юрия – Иван Данилович (Калита). Вот его чаще всего историки и называют первым «собирателем» русских земель. Однако у него, как мы видим, были и предшественники.

При Иване Калите территория Московского княжества продолжает увеличиваться. Но Иван Данилович не столько завоевывает новые земли, сколько покупает отдельные города и мельчайшие княжества. В его владения попадают Углич, Галич, Белоозеро и другие земли.

Кроме Москвы были и другие претенденты на роль центра по собиранию русских земель. И это прежде всего Тверское княжество. Именно тверские князья чаще других стремились получить ярлык на Великое Владимирское княжество. Но в 1327 году в Твери вспыхнуло антиордынское восстание, подавить которое монголам помог Иван Калита. За это он и получил ярлык на Великое княжение. На этом посту он добился многого: было отменено унизительное для Руси баскачество, и сбор дани отныне уже полностью переходил в руки русских князей.

Отдельно стоит упомянуть еще один важный момент для процесса собирания земель именно вокруг Москвы: Иван Калита добился переезда в Москву из Владимира в 1325 году митрополита Киевского и Всея Руси Петра. Вполне сознательно князь долго уговаривал священника на этот переезд. Видимо, он отчетливо понимал, что, если резиденцией митрополита станет Москва, это сделает ее религиозным центром, что приведет в дальнейшем к признанию Москвы и как политического центра русских княжеств.

Плоды этих усилий Ивана Калиты ощутил его внук Дмитрий Иванович, двинувший свои войска против Мамая в 1380 году. Значение битвы на Куликовом поле прежде всего в том, что под начало московского князя пришли отряды из разных территорий. Всего около 30 городов отправили своих воинов на сражение. Да, единой Руси еще не было, но во многих княжествах уже признавали Москву своим лидером. Поэтому мы не можем сказать, что с монголами сразилось войско московского княжества, нет, с Мамаем впервые за много лет сражалось русское войско.

Объединение русских земель в одно целое растянулось на много лет, поэтому нет возможности в краткой лекции упомянуть всех князей московских, внесших свою лепту в этот процесс. Но о князе Василии I необходимо рассказать поподробнее. 

Он был старшим сыном Дмитрия Донского и княжил с 1389 по 1425 годы. Свое первое приобретение Василий совершил в 1392 году: он купил в Орде ярлык на Нижний Новгород. Затем он купил права на Тарусу, Муром, Городец и Мещеру. После присоединения Нижегородского и Муромского княжеств Василий присоединил к Москве Вологду, Устюг, Бежецкий Верх и земли коми. 

Правил Василий 36 лет, и это были годы существенного укрепления Московского княжества. За эти годы не было серьезных внутренних потрясений и не было набегов Орды, кроме одного - в 1408 году. Дело в том, что Василий I настолько почувствовал силу, что перестал платить дань Орде. И продолжалось это неповиновение целых 12 лет. Поэтому хан Едигей в 1408 году и пошел походом на Москву. Город он не смог взять, но Василий согласился возобновить уплату дани.

Затем, после смерти Василия I, на престол вступил его сын Василий II (княжил с 1425 по 1462 гг.). На его долю выпал сложнейший период борьбы с врагами и соперниками. Были и моменты поражений: в 1446 году, захватив его в плен, противники выжгли ему глаза, и он вошел в историю как «Василий Темный». Однако ему удалось одержать победы в длительной междоусобной войне и укрепить положение Московского княжества. В зависимость от Москвы попали Суздальско-Нижегородское княжество, Новгородская земля, Псков и Вятская земля. 

По приказу Василия II в 1448 году впервые, независимо от Константинопольского патриархата, собором русских архиереев был избран митрополит. Василий II чеканил монеты своего имени с титулом «Господарь Всея Руси». 

Так выглядела Русь накануне вступления на престол Ивана III, который будет завершать процесс объединения русских земель.

Продолжение читайте на сайте 31 января