Евросоюз и США на прошедшей неделе объявили о новых санкциях против России. В частности, в десятый пакет санкций Евросоюза вошли 87 физических лиц и 34 юридических лица. В их числе – глава Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев и члены СПЧ Марина Ахмедова, Александр Коц, Кирилл Вышинский, Игорь Ашманов, Юлия Белехова, Александр Брод, Николай Иванов и Максим Замшев.


Редакция РАПСИ спросила у самой известной в мире нейросети ChatGPT, что она думает об эффективности санкционного давления на Россию.

В ответ нейросеть, во-первых, заметила, что у нее на этот счет «нет личных мнений или убеждений». Во-вторых, подчеркнула, что эффективность санкций против России стала важной темой международных дебатов.

«Некоторые утверждают, что санкции оказались эффективными в оказании давления на Россию с целью изменить ее поведение в определенных областях, таких как конфликт на Украине, в то время как другие утверждают, что они не оказали существенного влияния и привели лишь к экономической и политической напряженности между Россией и странами, вводящими санкции. В конечном счете, нужны ли санкции против России или эффективны — вопрос перспективы и контекста. Одни утверждают, что санкции необходимы для сдерживания или наказания действий России, в то время как другие утверждают, что они контрпродуктивны и приводят к непреднамеренным последствиям, в том числе к нанесению ущерба простым гражданам», — написала нам в ответ на запрос нейросеть.

Иногда искусственно созданные системы кажутся более разумными, чем очень многие из тех людей, кто принимает важнейшие мировые решения.

Яркий пример – недавние санкции Великобритании против Росатома. Никакого ущерба отечественной атомной отрасли они не нанесут, потому что Росатом не реализует в Британии или с британскими компаниями никаких крупных проектов. Да, несколько лет назад обсуждались потенциальные возможности строительства в Великобритании энергоблоков с ядерными энергетическими реакторами российского типа ВВЭР, но от этого проекта давно отказались.

А вот для Лондона отказ от сотрудничества с Россией в атомной области как раз представляет проблему. Дело в том, что некогда могучая британская атомная промышленность давно, что называется, лежит на боку, и в значительной мере контролируется французами. Английские ядерные объекты одряхлели, их состояние уже угрожающее. Нужно их замещать, причем оперативно, строить новые радиоактивные хранилища и энергостанции. Но французские атомщики сами с трудом выживают на мировом рынке возведения АЭС, их флагманский проект атомной станции в Финляндии был пущен с отставанием в несколько лет и постоянно выводится в ремонт на замену выходящих из строя деталей. Выбор надежных поставщиков ядерных технологий в мире невелик, на первом месте с большим опережением конкурентов по эффективности и безопасности находится Росатом. В общем, без преувеличения, британцы сами себя лишили лучшего атомного партнера.

Но есть еще один и более опасный момент в британских санкциях против Росатома – они приведут к существенному понижению уровня ядерной безопасности в мире, поскольку подрывают международное сотрудничество в области обеспечения надежной эксплуатации АЭС.

Но если британцы себя не пожалели, то что говорить об их отношении к другим странам и в целом к миру? Хоть бы для начала спросили у нейросети, что она думает по поводу санкций против Росатома. РАПСИ ChatGPT ответил на этот вопрос так (приводим ответ частично): «Кроме того, санкции могут нанести ущерб международному сотрудничеству и связи в ядерной промышленности, что может затруднить решение общих проблем и обеспечение безопасности ядерных материалов и технологий».

Андрей Голик


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора