Сергей Прокофьев был великим композитором и порядочным человеком. Его первая жена испанка Лина не смогла жить на Родине музыканта, и сложная процедура развода привела их в советский суд.


В мае 1918 года композитор Прокофьев покинул Россию и перебрался сначала в Японию, а затем в США. В 1919 году после одного из концертов он познакомился со своей будущей женой – испанской оперной певицей Каролиной (Линой) Кодиной-Немысской. Их брак был зарегистрирован в маленьком баварском городке в 1923 году. У супругов родились двое сыновей – Святослав и Олег.

В 1936 году композитор с семьей вернулся в СССР, его жена и дети получили советское гражданство. Мало кому из иностранцев могла понравиться жизнь в сталинском государстве. Лина настойчиво требовала от мужа возвращения в Европу или США, в семье были постоянные ссоры на этой почве. В 1938 году Прокофьев, находясь на лечении в санатории Кисловодска, встретил свою будущую жену номер два – молодую переводчицу Миру Мендельсон. Она от своего возлюбленного ничего не требовала, и измученный семейными скандалами композитор в марте 1941 года окончательно ушел к Мире из семьи. Увы, решить вопрос с разводом помешала начавшаяся война. Затем свое требование выставила Лина, которая была согласна на расторжение брака только при условии получения разрешение на отъезд из СССР. К тому же указом президиума Верховного суда СССР от 1944 года была введена сложная процедура развода, предполагавшая в том числе публикацию объявлений в прессе.

Но совершенно неожиданно Прокофьев получил помощь… в суде. Когда он обратился за консультацией по поводу заключения нового брака, в судебной инстанции ему пояснили, что оформленный в 1923 году брак в Германии недействителен, потому что он не был зарегистрирован в советском консульстве, что необходимо было сделать гражданам СССР в обязательном порядке. В мгновение ока Прокофьев оказался неженатым. Будучи человеком порядочным, он обратился в вышестоящую инстанцию за разъяснением, но и там ему подтвердили – официально жены у него нет. Надо сказать, что в 1947 году вышел указ президиума ВС СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами». Советские суды зачастую придавали ему обратную силу, распространяя действие указа на уже заключенные ранее браки между советскими иностранными гражданами. Получив все разрешения, Прокофьев и Мендельсон 15 января 1948 года поженились.

Через месяц, 20 февраля 1948 года Лина Прокофьева была арестована и впоследствии осуждена за шпионаж на двадцать лет лагерей. Только в июне 1956 года ее признали невиновной и освободили. В октябре 1954 года был отменен указ президиума Верховного Совета СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами».

Это позволило Лине Прокофьевой в 1957 году юридически восстановить права жены композитора в судебном порядке. После выдачи свидетельства о браке с Сергеем Прокофьевым вдова, при поддержке всесильного советского композитора Тихона Хренникова, добилась признания её единственной супругой и получения персональной пенсии. Но 12 марта 1958 года Верховным судом также была признана вдовой Мира Александровна Мендельсон. В советской юридической практике этот случай получил название «казус Прокофьева», беспрецедентность которого состоит в том, что суд признал оба брака действительными. До 1974 года Лина Прокофьева жила в Москве, где работала над архивами мужа и умерла в 1989 году, в возрасте 91 года, в Лондоне.

Мира Мендельсон-Прокофьева умерла в Москве от сердечного приступа 8 июня 1968 года. Согласно написанной С. С. Прокофьевым записке с собственной подписью, «М. Прокофьева (Мендельсон)» была похоронена рядом с композитором на Новодевичьем кладбище. Мире Мендельсон посвящена Восьмая соната Сергея Прокофьева.

Андрей Кирхин


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора