РАПСИ проанализировало предпосылки отказа от действовавшей в России последние 20 лет Болонской системы образования, а также разобралось, какой будет отечественная система высшего образования в будущем.
В России подходит к концу период сдачи ЕГЭ: выпускникам вскоре предстоит поступление в вузы. Сфера высшего образования в нашей стране, между тем, стоит на пороге больших перемен. В мае Россия предприняла первые шаги по упразднению Болонской системы образования. 12 мая указом Президента РФ № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» запущен пилотный проект, направленный на изменение уровней профессионального образования в 6 российских вузах.
Анализ складывающейся ситуации и экспертных мнений позволяет сделать вывод, что Россия действительно сможет выйти в международные лидеры сферы образовательных услуг, но только при условии осмысленных последовательных преобразований высшей школы.
История и суть Болонской системы образования
Название системе дал Болонский университет, одно из старейших учебных заведений мира. Именно там в 1999 году встретились министры образования 29 европейских стран, чтобы подписать Болонскую декларацию.
Растущая глобализация и рост конкуренции на рынке образовательных услуг подтолкнули европейские страны создать такую систему образования, которая, во-первых, способствовала бы повышению привлекательности европейского высшего образования, а, во-вторых, расширяла бы возможности мобильности студентов и преподавателей и обеспечивала бы успешное трудоустройство выпускников.
В России Болонскую систему воспринимают весьма упрощенно как концепцию образования, которое включает в себя две части (цикла) – бакалавриат и магистратуру, и обучение по формуле 3+2 или 4+2, где первой цифрой обозначается срок обучения в годах до степени бакалавра, а второй – до степени магистра.
Однако на самом деле во главу угла в европейской системе образования ставятся другие механизмы, позволяющие достигать вышеупомянутых целей. И в первую очередь это единые сопоставимые образовательные программы и системы сопоставимых академических квалификаций, в том числе, через внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании.
К другим механизмам можно отнести систему зачетных баллов (кредитов) по типу ECTS для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Так, в баллах оценивается работа на семинарах, подготовка проектов и другие промежуточные работы: просто вызубрить материал и рассказать на экзамене недостаточно.
Достижению целей также случат содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий, содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании.
Введение единых стандартов образования повысило в Европе мобильность студентов, которые могут без потери времени и баллов перейти из вуза одной страны, где учились на бакалавра, в вуз другой страны и получить там степень магистра.
Ценна система и тем, что, получив образование в одной стране, можно было рассчитывать на получение работы в другой стране без утомительных процедур подтверждения качества образования. Учитывая постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка, к плюсам системы также относят возможность менять свой профиль подготовки - окончить бакалавриат по одной специальности, а потом поступить в магистратуру на другую образовательную программу, но в России этот механизм критикуется, так как квалификация таких специалистов нередко оставляет желать лучшего.
Введение Болонской системы в России
Изменения в социальной, политической и экономической сфере, происходившие в России на рубеже XX–XXI веков, не оставляли сомнений в необходимости реформирования имеющейся на тот период системы высшего образования.
Позади были «лихие» 1990-е годы, родившие множество коммерческих вузов, квалификация выпускников которых зачастую оставляла желать лучшего, что в свою очередь вело к своеобразной девальвации российского высшего образования как внутри страны, так и в мире. Предпосылками для введения Болонской системы стали также процессы глобализации, что обуславливало необходимость интеграции отечественной системы образования в общемировую.
Допереходный период и сам переход России на Болонскую систему образования сопровождался горячими дискуссиями между российскими западниками и консервативным крылом российского ректорского корпуса.
Основными доводами противников обучения «по-болонски» были риски потери ценного образовательного опыта в истории национального российского, а скорее советского, высшего образования, а также риски снижения уровня высшего образования из-за ориентации на узких специалистов, в ущерб фундаментальной подготовке.
Российский специалитет готовил студентов 5 лет и высказывались мысли о том, что дать необходимую квалификацию обучающимся за 4 года невозможно без потери качества. Именно эти убеждения породили до сих пор имеющейся у работодателей скептицизм к соискателям-бакалаврам.
Но плюсы принятия системы были очень привлекательны: западные партнеры заверяли, что «болонизация» российского образования автоматически приведет к признанию отечественных дипломов за рубежом. Этот аргумент (так, впрочем, и не претворенный в жизнь) мог бы дать огромное конкурентное преимущество отечественным вузам.
В общем, причины закрыть глаза на возможные риски были, и в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу.
Впрочем, за 20 лет работы «по-болонски» цели, которые ставил Болонский процесс, в России достигнуты не были, в части автоматического безусловного признания российских дипломов и повышения конкурентоспособности вузов Россия также к успеху не пришла.
Выйти на международный рынок труда с российским дипломом все также сложно, на российском рынке труда образование бакалавров воспринимают как неоконченное высшее, а за магистерской степенью в вузы приходит не так много студентов в силу того, они стремятся быстрее (часто не по специальности) начать работать и получать деньги. Присущая ранее фундаментальность высшего образования в России в немалой степени была утрачена.
Население России осталось не в восторге от «болонского» образования. По данным опроса сервиса по поиску работы SuperJob, проведенному в прошлом году, идею об отказе от двухступенчатой системы высшего образования поддержали 2 из 3 россиян (66%). Против высказался лишь каждый десятый.
Болонская система изначально была ориентирована на европейские страны с определённым сложившимся подходом к образованию, отличным от того, что существовал в советской России или России рубежа XX-XXI, откуда вытекает и вторая причина - Болонская система так и не заработала в России в полном ее виде и вместе с тем не наполнилась отечественной спецификой. Нельзя сказать, что западная система образования не привнесла ничего хорошего в сферу образования в России, но тем не менее негативные последствия реформы на данный момент времени преобладают.
В то же время будет абсолютно неправильным винить Болонскую систему во всех «грехах» и говорить о том, что она и только она причина снижающегося качества российского образования – здесь много обстоятельств и причин, в том числе внутренних, также не в малой степени повлиявших на регресс высшей школы России.
Собственный путь развития образования
Россию исключили из Болонского образовательного процесса еще в апреле прошлого года. Однако и до этого события в российских политических кругах много говорили о том, что Болонская система себя изжила, а скорее не прижилась, и нужно двигаться дальше.
В мае 2022 года Минобрнауки России подтвердило намерение выйти из Болонского процесса и отдать приоритет созданию собственной системы образования.
«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу, — заявлял Глава Минобрнауки Валерий Фальков. — Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».
Конкретная же политическая инициатива по отмене Болонской системы образования исходила от президента РФ. В ходе оглашения своего послания к Федеральному собранию 21 февраля, он предложил вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием.
Новая система будет делить высшее образование на три цикла. Первый цикл – базовое образование, сроком обучения от четырёх до шести лет. Далее, если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, можно будет получить образование в магистратуре или ординатуре. В отдельный уровень профессионального образования будет выделена аспирантура, задача которой – готовить кадры для научной и преподавательской деятельности.
«Хочу подчеркнуть, переход на новую систему должен быть плавным. Правительству совместно с парламентариями потребуется внести многочисленные поправки в законодательство об образовании, о рынке труда и так далее. Здесь нужно всё продумать, проработать до мелочей. У молодёжи, у наших граждан должны появиться новые возможности для качественного образования, для трудоустройства, профессионального роста. Повторю ещё раз: возможности, а не проблемы», - заявил президент Владимир Путин в своем послании.
Особо было отмечено, что те студенты, которые учатся сейчас, закончат обучение по действующим программам. Нововведения также никак не отразиться на уже дипломированных специалистах – пересмотра уровня подготовки и дипломов по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры не будет.
Новая система образования, по мнению президента, должна представлять собой «синтез лучших практик советской системы и последних десятилетий».
«Это новый этап развития системы высшего образования. Это ни в коем случае не возврат к прошлому. Президент прямо сказал: надо взять лучшее, что было в советском периоде, посмотреть лучшие наработки, лучшие практики, которые были у нас последние 20 лет», — прокомментировал слова президента глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Что подразумевалось под «синтезом лучших практик» стало понятно с принятием указа президента от 12 мая 2023 г. N 343, которым был запущен пилотный проект перехода на трехступенчатую систему высшего образования.
Пилотный проект
Указ президента «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» стал закономерным продолжением линии отказа от Болонской системы образования.
Пилотный проект, введение которого предусмотрено указом, предусматривает установление двух уровней высшего образования: базовое высшее образование, специализированное высшее образование и отдельно установление уровня профессионального образования – аспирантура.
Реализовывать проект будут в 2023/24 и 2025/26 учебных годах (остается не вполне понятной судьба 2024/25 учебного года) в 6 образовательных организациях высшего образования: Балтийском федеральном университете МАИ, МИСиСе, МПГУ, Петербургском горном университете, Томском госуниверситете. Указанные вузы будут осуществлять образовательную деятельность по данным программам на основании уже имеющихся у них лицензий и государственных аккредитаций.
Критерии выбора конкретно этих учебных заведений не разглашались, но обращает на себя внимание тот факт, что для эксперимента отобрали именно технические альма-матер. Предполагаем, что это связано с тем, что именно инженерное образование понесло наибольший ущерб от введения Болонской системы.
Как заявлял глава Минобрнауки, главной задачей базового высшего образования станет обеспечение междисциплинарного, практико-ориентированного подхода к подготовке кадров. Целью специализированного высшего образования станет углубленная подготовка для тех, кто прошел первую ступень. Аспирантура же станет тем уровнем, где будут формироваться научные и научно-практические кадры.
Срок освоения программ базового высшего образования будет составлять от четырех до шести лет.
На уровне специализированного высшего образования будут реализовываться программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Срок освоения программ магистратуры устанавливается от одного года до трех лет в зависимости от направления подготовки, специальности и (или) профиля подготовки либо от конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы.
Получить образование по программам магистратуры специализированного высшего образования смогут и лица, имеющие высшее образование – специалитет, при этом такое обучение не будет являться для указанных лиц получением второго или последующего высшего образования.
«Данный эксперимент также подразумевает, что, имея базовый уровень подготовки «специалист», можно пойти дальше и бесплатно на бюджете обучаться в магистратуре. Сейчас это невозможно. Это необходимая вещь, потому что фактически дает возможность ребятам, которые себя попробовали на производстве и которые испытывают потребность в получении уникальных знаний, получить их, имея уже определенный опыт», - рассказал в эфире радио «Спутник в Крыму» председатель комитета по образованию, науке и молодежной политике Госсовета РК Сергей Додонов.
В то же время, учитывая риторику депутатов и чиновников Минобрнауки последних дней, есть сомнения, относительного того, что магистров в стране станет больше. Скорее, наоборот. Так, «Ведомости» пишут, что со слов зампреда думского комитета по науке и образованию Александра Мажуги («Единая Россия»), магистратура в новой системе высшего образования не должна быть повсеместной и в рамках запущенного пилотного проекта еще только будут определяться, по каким направлениям базового высшего образования будет возможно продолжение обучения в магистратуре. То есть, вполне вероятно, что будут специальности, для которых продолжение образования в магистратуре в принципе предполагаться не будет.
Ранее министр образования и науки также заявлял, что программа магистратуры не может быть реализована во всех вузах, поэтому Минобрнауки планирует проводить отбор таких учреждений. Отсюда следует, во-первых, что мест для получения образования по программе магистратуры станет меньше, а, во-вторых, некоторые желающие получить магистерское образование получат дополнительный препон в виде необходимости менять место жительства на время обучения.
Позитивным моментом реформы может стать запрет на получение магистерского образования по иному профилю, нежели уже освоенный в рамках бакалавриата.
«Необходимо уходить от практики обучения в магистратуре студентов, которые закончили бакалавриат по совершенно другому профилю. Особенно это касается гуманитариев, поступающих в магистратуру на инженерные специальности», - заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
До конца июня участники пилотного проекта должны будут разработать и утвердить образовательные стандарты и требования образования для базового и специализированного высшего образования и аспирантуры, а также соответствующие образовательные программы.
У специалистов уже сейчас возникают обоснованные сомнения относительно реальности выработки качественных продуманных образовательных программ за столь короткий промежуток времени. Вместе с этим также возникает вопрос, реально ли будет оценить эффективность этих программ в плане качества подготовки выпускаемых специалистов за отведенный проекту срок.
Плавный переход
Прием на обучение по программам базового высшего образования, специализированного высшего образования и аспирантуры будет осуществляться начиная с 2023/24 учебного года в пределах, установленных участникам пилотного проекта контрольных цифр приема на обучение по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, группам научных специальностей за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также за счет средств физических и (или) юридических лиц.
Однако это не означает, что прием на обучение по образовательным программам высшего образования, предусмотренным Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в данных вузах будет прекращен.
До середины июля правительство должно будет определить порядок реализации пилотного проекта, в том числе порядок перераспределения участниками пилотного проекта установленных им контрольных цифр приема на обучение по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, группам научных специальностей за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, порядок приема на обучение, организации и осуществления образовательной деятельности по программам базового высшего образования, специализированного высшего образования и аспирантуры, перечни специальностей и направлений подготовки, научных специальностей, а также критерии эффективности образовательного процесса при реализации пилотного проекта.
Так что вся конкретика будет известна только в середине лета, однако же 25 июля наступает последний день приёма документов в вузы и пока не совсем понятно, как будет реализовываться приемная кампания в этом году в вузах-участниках проекта.
В Указе отмечается, что на обучающихся, осваивающих программы базового высшего образования, специализированного высшего образования и аспирантуры, будут распространяться права, социальные гарантии, обязанности и ответственность, предусмотренные для обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, имеющие государственную аккредитацию, а также программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Сейчас, только на основании Указа № 343, нельзя судить о том, какой она будет, новая отечественная система образования. Из имеющихся документов, интервью и высказываний политиков и общественных деятелей пока не до конца понятная идея, концепция нового образования, как например, академичность и фундаментальность советской системы образования, стандартизация и мобильность в Болонской системе.
Главное, чтобы основным лейтмотивом этой реформы не стал просто уход от европейской системы в никуда, чтобы были выработаны ценностные национальные ориентиры развития образования в России.
В связи с этим сейчас главным видится не спешить – недаром президент делал акцент на необходимости плавного перехода на новую систему. Время даст возможность определиться с целями и задачами, которые будут ставиться перед отечественной системой образования, выяснить запросы рынка труда, прислушаться к мнению российского ректорского корпуса, преподавателей, научных кругов.
Отдельные эксперты настаивают на том, что реформа высшей школы России должна затронуть также и другие уровни образования – среднее и средне-профессиональное. Ведь можно выработать безупречные высококлассные программы базового высшего образования, но, если студент пришел в вуз с весьма посредственной школьной базой, все усилия обучить его помножатся на ноль.
Только взвешенные, последовательные действия позволят России претендовать на роль лидера в международном образовательном пространстве.
Надежда Ткач