Мы продолжаем рассказ об интересных и важных исторических судебных процессах над великими людьми и сегодня речь пойдет о Галилео Галилее, осужденном инквизицией спустя 33 года после сожжения на костре Джордано Бруно.


26 февраля 1616 года в покои кардинала Роберто Франциско Беллармино был вызван ученый Галилео Галилей. Прежде чем продолжить повествование, расскажу об этих двоих чуть подробнее.

Беллармино - учёный-иезуит, богослов-полемист, проповедник, писатель, гуманист и при этом великий инквизитор Католической Церкви. В быту разительно отличался от других иерархов Церкви скромностью, добротой и дружелюбием. Он же – главный обвинитель в процессе над Джордано Бруно, и руководитель первого процесса над Галилеем в 1613—1616 годах. Канонизирован Католической церковью в 1930 году.

Галилео Галилей – итальянский математик, физик, астроном, филолог, писатель. Его научная деятельности имела решающее значение для победы гелиоцентрической системы мира. Считал, что мир бесконечен, (Джордано Бруно сожгли на костре за это утверждение в 1600 году в Риме), а материя вечна.

Вернемся к встрече кардинала и ученого. Ей предшествовал донос 1613 года на Галилея в инквизицию из-за письма ученого к аббату Кастелли, в котором он называл научные взгляды Николая Коперника верными. Галилей в этом же году опубликовал свою книгу «Письма о солнечных пятнах», в которой открыто поддержал систему Коперника. После этого инквизиция завела против Галилея первое дело по обвинению в ереси.

В чем же была проблема, почему учение Коперника католические иерархи не принимали?

Ситуацию может прояснить письмо Беллармино, отправленное в апреле 1615 года одному из теологов, в котором он пишет: «Во-первых, я говорю, что Вашему Превосходительству и господину Галилею следует благоразумно довольствоваться высказываниями предположительными, а не абсолютными, и я всегда считал, что так и высказывался Коперник. Потому что, если сказать, что, предположение о том, что Земля движется, а Солнце неподвижно, представляет все явления лучше, чем постулируют эксцентрики и эпициклики, – то это очень хорошо будет, и не представляет никакой опасности: но желая утвердить, что Солнце действительно находится в центре мира и вращается только вокруг себя, не бегая с востока на запад (по небу), а Земля находится на третьем небе и вращается с наибольшей скоростью вокруг Солнца – это очень опасно и раздражает не только схоластов-философов и богословов, но и вредит Святой вере, выставляя Священное Писание ложным.

Во-вторых, как известно, Собор [Тридентский] запрещает писания против общего согласия святых отцов; и если ваше превосходительство пожелает прочитать не только святых отцов, но и современные комментарии к Бытию, к Псалмам, к Экклезиасту, к Иисусу Навину, то вы обнаружите, что все они сходятся в объяснении ad literam (буквально), что Солнце находится на небе и вращается вокруг Земли с огромной скоростью, и что Земля находится очень далеко от неба и находится в центре мира, неподвижно. Теперь подумайте со своим благоразумием, может ли Церковь допустить, чтобы Писанию придавалось значение, противоположное святым отцам и всем греческим и латинским толкователям?» (перевод с итальянского автора статьи).

Говоря кратко, кардинал был не против предположений (даже Коперника), его неприятие вызывают именно утверждения о гелиоцентричности нашего мира, которые якобы противоречат Библии.

И вот было 26 февраля 1616 года, с чего мы начали рассказ: Как только Галилей предстал пред Беллармино, то в присутствии члена Ордена проповедников и генерального комиссара Святой службы Микеланджело Седжицци, кардинал предписал ученому отказаться от воззрения, что Солнце неподвижно и находится в центре мира, а Земля движется. «С этим предписанием вышеназванный Галилей согласился и обещал повиноваться», - говорится в протоколе той встречи.

Фактически, Галилею запретили в любых публичных формах пытаться обосновать гелиоцентризм как истинную научную концепцию. Ему запретили говорить о коперниканской системе даже как о гипотезе или математической конструкции. 1616 году иезуиты объявили учение Коперника еретическим, его книга «Об обращении небесных сфер» первой из научных работ попала в Индекс запрещенных книг.

Прошло несколько лет, по естественным причинам ушли из жизни некоторые противники Галилея и 1623 году новым Папой Римским под именем Урбан VIII был избран Маттео Барберини, давний друг ученого. Однако спустя короткое время, познакомившись с некоторыми свежими произведениями астронома глава Церкви из друга превратился во врага и инициировал инквизиционный процесс против Галилея. Папу Римского не устраивало то, что Галилей оценивает научные теории в рамках системы «истинное» — «ложное», что по мнению главы римской Церкви, вело к тяжкой доктринальной ереси — отрицанию важнейшего атрибута Бога, Его Всемогущества.

13 февраля 1633 года Галилей прибыл в Рим, на суд. Инквизиторы обвинили ученого в следующем:

- «error intellectus contra aliquam fidei veritatem» («ошибка разума против какой-либо истины веры»);

- «voluntarius» – эта ошибка допущена по собственной воле;

- «cum pertinacia assertus» – но с отягчающим обстоятельством в виде упорства в ереси.

Однако давайте обратим внимание на один важный аспект – инквизиция обвинила ученого не в том, что он считал учение Коперника истинным! Скорее всего Папа Римский понимал, что спустя время выводы польского ученого о том, что не Земля, а Солнце находится в центре нашей системы и именно вокруг светила вращается наша планета, а не наоборот, будут все-таки подтверждены, и тогда для святой инквизиции наступит время признать свои чудовищные ошибки и каяться, что конечно же, пошатнет абсолютную власть Церкви. Нет, Галилея обвинили в формальной ереси – в том, что он не подчинился предписанию комиссара Седжицци 1616 года и продолжил защищать учение, противоречащее Священному Писанию.

Судьям предстояло решить, к какой категории отнести обвиняемого, таких было три:

- признать невиновным, к примеру, жертвой клеветника;

- признать заподозренным в ереси;

- признать в формальной ереси.

В последнем случае приговор мог быть самым суровым и зависел от того, будет ли подсудимый признан раскаявшимся или нет. Нераскаявшегося сжигали на костре, раскаявшегося еретика отправляли в тюрьму для пожизненного заключения, которые на практике заменялось пребыванием в камере инквизиции в течение менее десяти лет. Но инквизиторы могли отправить осужденного под домашний арест или в ссылку.

Тюрьма инквизиции была ужасной. Некоторые эксперты полагают, что Джордано Бруно выбрал костер, потому что не хотел умирать мучительной смертью в камере. Считается, что во время судебного разбирательства сочувствовавшие Галилею кардиналы подвели ожесточившегося против ученого Урбана VIII к компромиссу – Галилея признали сильно подозреваемым в ереси, что грозило ему четырьмя видами наказания: штраф (pena pecunaria), ссылка в другую местность, тюремное заключение на определенный срок, отправка на галеры. Кроме того, он должен был пройти процедуру отречения как акт смирения.

В итоге ученого приговорили к тюремному заключению и после приговора Галилей на коленях произнёс текст отречения. Копии приговора по личному распоряжению Папы были разосланы в университеты Европы.

Остаток жизни выдающийся ученый провел под домашним арестом, постоянным надзором инквизиции, он полуослеп, тяжело болел и за ним ухаживала только старшая дочь – монахиня. Ему постоянно угрожали тюрьмой за малейшую оплошность и даже его похороны контролировали представители инквизиции, а Папа Урбан запретил ставить ему памятник.

Только 31 октября 1992 года Папа Иоанн Павел II на заседании Папской академии наук официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив учёного отречься от теории Коперника.

И последнее: Галилео Галилей никогда не произносил фразу «И всё-таки она вертится!». Но его абсолютную уверенность в истинности гелиоцентрической теории не смогли поколебать два суда инквизиции. А наука очень быстро подтвердила правоту Коперника – Земля вертится вокруг Солнца. И это никак не противоречит Священному Писанию.

Андрей Кирхин


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора