МОСКВА, 27 мая - РАПСИ. Задержанных у берегов Сомали пиратов приходится освобождать - из 500 отпустили две трети, сообщил замгенпрокурора РФ Александр Звягинцев. По его словам, инициативе России создать международный трибунал по пиратству препятствуют США и Великобритания.
Несмотря на военно-морские охранные операции, которые проводят специальные соединения НАТО и Евросоюза, активность пиратов в районе Африканского Рога не снижается. "Более того, число нападений возросло - 217 в 2009 году против 111 в предыдущем. Было захвачено 47 судов, в заложниках оказались 867 человек. Судя по первым месяцам, в нынешнем году ситуация не лучше", - сказал Звягинцев в интервью газете "Известия".
По его словам, расширяется и зона пиратской активности: захваты судов происходят в тысяче километров от берегов Сомали.
"Фактически зоной пиратского промысла стал огромный по площади район Индийского океана, эффективно контролировать который не в состоянии даже военно-морской флот всех стран мира. Доходность пиратского "бизнеса" достигает 15 тысяч долларов США на каждого пирата за один набег. Возрастает уровень насилия: только в прошлом году пиратами было обстреляно 120 судов, восемь моряков убито, 68 ранено", - рассказал замгенпрокурора.
По его словам, огромной проблемой в борьбе с пиратами стала безнаказанность.
"Было задержано около 500 человек, но две трети из них отпущены - да, сейчас порой их проще отпустить, чем судить", - заметил Звягинцев.
Недавно российские моряки были вынуждены отпустить десять пиратов, которые захватывали танкер "Московский университет" с российским экипажем.
"Важно обеспечить не только неотвратимость наказания, но соблюдение международных стандартов в области прав человека. В некоторых случаях пираты, захваченные военными кораблями демократических европейских государств, не передавались властям Сомали только из-за отсутствия гарантий соблюдения там международных стандартов в обеспечении их процессуальных прав и надлежащего обращения с ними. Участие ООН в международном судебном антипиратском механизме обеспечило бы такие гарантии", - говорит Звягинцев.
Он сообщил, что сейчас наиболее реальным представляется создание так называемого гибридного трибунала.
"Это создание при национальном суде какого-либо государства специальной палаты с международным участием - на основе решения Совбеза ООН и соглашения ООН с соответствующим государством. В состав следователей, обвинителей, судей включаются представители "базового" государства и международного сообщества. Это уже апробированная практика - возьмите, например, "гибридные" суды по Кампучии, Сьерра-Леоне, Ливану. Такой суд мог бы принимать к производству дела, которые "не востребованы" национальными системами правосудия государств, пострадавших от пиратов. Особенно от организаторов, финансистов и посредников", - считает замгенпрокурора.
Вопрос, где будет размещаться такой трибунал, пока не решен.
"В принципе у побережья Восточной Африки трибуналы могут быть созданы в двух-трех странах. Например, в Кении, на Сейшелах. Туда удобно транспортировать захваченных пиратов и возвращать их в Сомали после отбытия наказания. Голландия в свое время предлагала разместить антипиратский трибунал в Гааге - юридической столице Европы, но это далековато от Сомали", - сказал Звягинцев.
Создание такого "гибридного суда" обойдется мировому сообществу в 50-60 миллионов долларов, что не очень высокая плата, считает замгенпрокурора. От пиратской угрозы потери составляют в год 15 миллиардов долларов, привел Звягинцев оценки экспертов. Это не только заплаченные выкупы, но и дополнительные расходы на патрулирование и военное сопровождение кораблей, обходные маршруты, страхование, укрепление систем безопасности.
Трудности с созданием "антипиратского трибунала", по словам Звягинцева, связаны не с экономическими или организационными вопросами.
"При наличии соответствующей политической воли международный антипиратский трибунал мог быть создан решением Совбеза ООН и уже работать. Жаль, что некоторые влиятельные государства, в том числе и некоторые постоянные члены Совета Безопасности ООН, занимают пока негативную или выжидательную позицию, а без их согласия такой трибунал под эгидой ООН не создать. Это тем более странно, что проблема касается и их тоже. Но даже если бы эта проблема не затрагивала непосредственно интересы США и Великобритании, этим странам следует помнить об их особой ответственности как членов Совбеза ООН за поддержание безопасности в мире", - сказал заместитель генпрокурора.
По его словам, Вашингтон и Лондон считают, что это дорого.
"Но мы вместе с коллегами из МИДа продолжаем убеждать зарубежных коллег в необходимости объединиться против пиратов... Думаю, что принятие апрельской резолюции Совбеза ООН свидетельствует об определенных подвижках в позиции ведущих стран мира", - сказал Звягинцев.
Говоря о захвате танкера "Московский университет", пираты с которого были отпущены, Звягинцев отметил, что в этом случае не все однозначно.
"Московский университет" не являлся российским судном, он шел под либерийским флагом. Жизнь и здоровье россиян - членов экипажа не пострадали. Судя по сообщениям прессы, напряженно было и с доказательствами, особенно с учетом того, что лица, захваченные на танкере, заявили о своей непричастности к нападению - что, мол, они сами были заложниками у настоящих пиратов, которые успели покинуть корабль. Видимо, не была собрана достаточная доказательственная база для принятия решения о доставлении указанных лиц в Россию. В этом случае, при отсутствии твердой судебной перспективы уголовного дела, подобное решение могло бы вылиться в весьма затратную для российских налогоплательщиков экскурсию сомалийцев в Россию", - сказал Звягинцев.
Комментируя высадку пиратов в лодку, заместитель генпрокурора высказал сомнения в их гибели.
"Пиратов высадили в их же лодку, причем практически в том же месте, куда они сами приплыли... Закончить так неудачный набег - мечта любого флибустьера", - сказал Звягинцев.