МОСКВА, 7 июн - РАПСИ, Владимир Ядута. Более половины федеральных судей из округов, в которые была подана основная масса исковых заявлений в связи с разливом нефти в Мексиканском заливе, имеют тесные финансовые отношения с компаниями из нефтегазового сектора, что с учетом законодательных норм осложняет процесс выбора судей для ведения дел, сообщает агентство Associated Press.
Глубина проблемы стала очевидна после изучения ежегодной финансовой отчетности федеральных судей. Так, выяснилось, что 37 из 64 действующих судей в округах Луизианы, Техаса, Алабамы, Миссисипи и Флориды связаны с нефтяными и газовыми компаниями и в целом энергетическим сектором – у многих служителей Фемиды имеются ценные бумаги BP, Halliburton и Transocean.
Именно эти три компании фигурируют в качестве ответчиков по более чем 150 искам пострадавших в результате разлива нефти в Мексиканском заливе. Отдельные судьи указывают в декларациях в качестве источников дохода получение средств от добычи нефти и газа. Один из техасских судей даже состоит в Нефтяном клубе Хьюстона.
Между тем согласно федеральному законодательству судьи не имеют права вести дела, в которых фигурируют компании, с которыми они состоят в каких-то финансовых отношениях. Многие судьи в связи с этим были вынуждены взять самоотвод и отказаться от рассмотрения исков по аварии в Мексиканском заливе. В таком положении оказался, например, судья Элдон Фаллон (Eldon Fallon) из Федерального суда Восточного округа Луизианы. Его зять, будучи адвокатом, представляет интересы пострадавших от разлива нефти.
Судья Карл Барбьер (Carl Barbier) из того же суда, в свою очередь, сообщил о намерении избавиться от всех нефтегазовых инвестиций, в том числе ценных акций Transocean и Halliburton, чтобы избежать конфликта интересов. К нему поступило около 20 исков в связи с ЧП в Мексиканском заливе.
Вместе с тем, в законодательстве, ограничивающем участие судей в процессах по статье «конфликт интересов», есть свои тонкости. Например, судья может не брать самоотвод, если его инвестиции в компанию, фигурирующую в иске или деле, составляют часть фонда, который он непосредственно не контролирует. Связи с другими компаниями из той же отрасли, независимо от того, насколько они тесные, также не являются основанием для самоотвода судьи.
По словам вице-президента BP Дэррила Уиллиса (Darryl Willis), компания уже выплатила более 48 миллионов долларов по примерно 18 тысячам исков, предъявленных ей в связи с экологической катастрофой в Мексиканском заливе.
Возможность объединения поданных в связи с аварией исков и ряд взаимосвязанных вопросов будет рассматриваться 29 июля в городе Бойсе, штат Айдахо, где должно пройти совещание коллегии судей.
Управляемая BP платформа Deepwater Horizon затонула у побережья штата Луизиана 22 апреля после 36-часового пожара, последовавшего за мощным взрывом. Утечка нефти, которая началась следом, нанесла ущерб штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи и грозит региону экологической катастрофой.
Затонувшая платформа принадлежала швейцарской компании Transocean, американские корпорации Halliburton Energy Services и Cameron International принимали непосредственное участие в подготовке платформы к работе.
На минувшей неделе генпрокурор США Эрик Холдер заявил, что власти США проводят уголовное расследование по факту разлива нефти в Мексиканском заливе.