НЬЮ-ЙОРК, 2 янв - РАПСИ, Дмитрий Горностаев. Российский предприниматель Виктор Бут, обвиняемый в США в контрабанде оружия, считает, что суд в Соединенных Штатах над ним будет предвзятым.
Об этом он заявил в интервью РИА Новости. Вопросы Буту, находящемуся в тюрьме в Нью-Йорке, и ответы от него были переданы через российского вице-консула Александра Отчайнова, который регулярно посещает бизнесмена.
"Выливаются потоки лжи"
Бут был арестован в Бангкоке в марте 2008 года по запросу США, где его обвиняют в торговле оружием, сговоре с целью убийства граждан США и поддержке терроризма. Сам он все обвинения отвергает и заявляет, что никогда не торговал оружием и не имел контактов с террористами. В ноябре власти Таиланда выдали Бута Вашингтону.
"Считаю, что суд однозначно будет предвзятым и необъективным. Говоря так, я исхожу из того, что правительство США в тексте обвинений намеренно исказило факты из моей жизни и работы. Информация обо мне, которая содержится в тексте обвинений, основана на непроверенных данных, слухах, недоразумениях и откровенной лжи. В течение 10 лет правительственные органы Соединенных Штатов напрямую и через СМИ ведут войну против меня и моей семьи. На нас выливаются потоки лжи. В этих условиях здесь никто - в том числе и судьи - не могут быть непредвзятыми", - сказал Бут.
По его мнению, "только глубокий анализ происходящего может позволить американцу, "обработанному" таким образом, разобраться в реальной ситуации".
"Но для этого нужно усилие. Я не уверен, что кто-либо здесь захочет такое усилие предпринять", - отметил российский бизнесмен.
Wikileaks и политика в деле Бута
Он также заявил, что материал о нем, размещенный на сайте WikiLeaks, "также доказывает однозначно политический характер моего дела".
Согласно опубликованной WikiLeaks телеграмме из американской дипломатической переписки, посол США в Таиланде Эрик Джон предлагал в августе 2009 года, через два дня после отказа суда в экстрадиции, "организовать" телефонный звонок президента США Барака Обамы премьер-министру Таиланда, чтобы добиться экстрадиции Бута.
Посол рекомендует регулярно обращать внимание таиландских коллег на то, что решение суда в пользу россиянина снизит шансы Таиланда на экстрадицию из США бывшего премьера Таксина Чинавата, свергнутого в результате переворота в 2006 году.
Обвинения в сговоре означают виновность?
Виктор Бут предположил, что "суд не будет разбираться по фактической объективной стороне дела, поскольку практика разбирательства дел по обвинению в заговоре в США такова, что такие обвинения автоматически означают виновность".
По обвинениям в заговоре против США были осуждены многие террористы, члены "Аль-Каиды", талибы, наркоторговцы. Этим обстоятельством на фоне прецедентного права в США юристы и склонны объяснять американскую судебную практику, когда доказательства, собранные федеральными агентами даже небезупречным с процессуальной точки зрения способом, принимаются судом к рассмотрению.
При этом указания защиты на то, что доказательства добыты с нарушениями, или на то, что дело не подпадает под юрисдикцию Соединенных Штатов, судами во многих случаях не учитываются. Так, например, произошло в октябре, на досудебных слушаниях в отношении российского летчика Константина Ярошенко, обвиняемого прокуратурой США в сговоре с целью контрабанды наркотиков.
Manufactured jurisdiction
Как поясняют юристы, если речь идет о подозрении в совершении тяжкого преступления - такого, как заговор, то суды даже не рассматривают вопрос о том, что обвиняемый мог плохо понимать, о чем конкретно шла речь во время записанного агентами спецслужб разговора. Считается, что если обвиняемый просто устно согласился с предложением совершить преступление (даже если это предложение поступило от законспирированного сотрудника спецслужб), то уже неважно - были или нет у обвиняемого реальная возможность, а также материальные, технические, финансовые и иные средства для этого.
"В таком случае, при наличии устного согласия, записанного на пленку, человек считается виновным, даже если запись разговора происходила не на территории США, а в третьей стране, и не понятно, насколько обвиняемый хорошо владеет английским языком и насколько внятно был ему задан вопрос", - пояснил РИА Новости представитель одной из юридических организаций.
Такая практика у американских юристов называется manufactured jurisdiction, то есть искусственно созданная юрисдикция.
В аналогичных случаях в законодательствах России и европейских стран обязательно требуется доказательство не просто согласия, а действительного намерения и реальных возможностей обвиняемого в совершении преступления, подтверждения действий, направленных на совершение преступления.
Таких судебных прецедентов в отношении обвиненных в сговоре против Соединенных Штатов насчитывается более 50.
Давление было, но сейчас его нет
Виктор Бут подтвердил, что во время его экстрадиции из Бангкока в Нью-Йорк агенты Управления США по борьбе с наркотиками оказывали на него давление, предлагая сделку со следствием: признательные показания взамен на смягчение участи.
"Мне предлагали более мягкий приговор, меньший срок, если я расскажу все, что знаю о своих связях в России и других странах. Но я ответил, что мне нечего им рассказать из того, что их интересовало", - сказал Бут.
При этом сейчас он не ощущает никакого давления со стороны американских представителей.
"Допросов не проводилось, давления нет, отношение со стороны администрации - ровное. Ничего такого, что можно было бы истолковать как давление, нет", - заявил россиянин.
Денег на частного адвоката нет
Он также сообщил, что пока еще не решен вопрос с частным адвокатом.
"Для того, чтобы взять частного адвоката, необходимы, в первую очередь, финансы, которыми я в настоящее время не располагаю. Вопрос о частном адвокате будет решаться в зависимости от того, когда будут найдены деньги", - сообщил Бут.
Это как зоопарк и психбольница
Отвечая на вопрос о том, чем отличаются условия заключения в США и Таиланде, Виктор Бут сказал: "Это как сравнить зоопарк с психбольницей".
"В Таиланде заключенные сидят в клетках на относительно чистом воздухе, отношение к ним - как к животным. В США обращаются как с особо опасными психически больными людьми. Полный контроль над каждым передвижением. Полностью исключено солнце, воздух, небо", - пояснил он.
Вице-консул Александр Отчайнов, который регулярно посещает Бута, рассказал, что администрация тюрьмы затягивает решение вопроса с переводом россиянина из спецблока, где действует строгий режим, в обычную камеру.
"Администрация тюрьмы так и не объяснила, почему его определили в спецблок изолятора несмотря на отсутствие обстоятельств, при которых обвиняемого помещают в условия строго режима: Бут не был ранее судим ни в США, ни в России, ни в какой-либо третьей стране. Власти США заявляют, что им необходимо определить степень его общественной опасности. А на наш вопрос о том, сколько это может продолжаться, отвечают: сколь угодно долго", - сказал российский дипломат.
По его словам, нахождение в спецблоке ограничивает права Бута, в первую очередь на общение с внешним миром, на переписку по интернету, на прогулки.
"Прогулки для него и на прогулки не похожи. Доступа к свежему воздуху нет вообще. Для прогулки в спецблоке этого изолятора заключенного просто переводят из его камеры в помещение несколько большего размера, где на расстоянии нескольких метров от пола есть маленькое окошко", - сказал Отчайнов.
Не хватает близких, книг и чая
Кроме того, вице-консул сообщил, что достаточно долго затягивался вопрос о реализации права Виктора на ежемесячный звонок родным.
"Он имеет право на один звонок в месяц протяженностью 15 минут. Однако за полтора месяца ему позволили лишь один раз поговорить по телефону всего в течение четырех-пяти минут. И лишь перед самым новым годом, 30 декабря, он первый раз смог позвонить жене и поговорить 15 минут", - сказал дипломат.
Бут в интервью РИА Новости сказал, что больше всего ему не хватает общения с близкими, а также книг и горячего чая. В тюрьме запрещен кипяток, поэтому заварить чай невозможно.
Кроме того, трудности возникли и с питанием - Бут вегетарианец, а овощей и фруктов в тюрьме практически не дают: иногда лишь одно или два яблока в день.
Общение с внешним миром ограничивается только визитами сотрудников российского консульства и адвокатов. Впрочем, недавно, ему разрешили передать радио.
"Очень сильно, конечно, помогают новости из России. Хорошо, что есть радио", - сказал Виктор Бут, уточнив, что слушает он "Голос России", которая несколько часов в день вещает в Нью-Йорке на волнах местной русскоязычной радиостанции.