МОСКВА, 29 ноя - РАПСИ. Многие российские бизнесмены, имевшие политический вес, в 90-х годах занимались лоббированием интересов, Борис Березовский был в этом смысле не одинок, существовал даже рынок таких услуг, заявил во вторник в лондонском суде на процессе по иску к Роману Абрамовичу более чем на 5,5 миллиарда долларов эксперт по российскому праву Илья Рачков.
"Были прецеденты и ранее, многие российские олигархи занимались лоббированием интересов точно с такими же результатами. Был определенный рынок, если хотите, такого рода лоббистских услуг", - сообщил Рачков.
Процесс по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу продолжается в лондонском Высоком суде уже около двух месяцев - рассмотрение дела по существу началось 4 октября. Само исковое заявление было подано еще в 2007 году.
Объектом спора между бизнесменом и олигархом стал ряд российских активов, среди которых порядка 43% акций "Сибнефти" и доля в РУСАЛе. Березовский заявляет, что вместе со своим партнером по бизнесу Бадри Патаркацишвили в 2000-2003 годах был вынужден продать указанные активы значительно дешевле их реальной стоимости под давлением и даже угрозами со стороны Абрамовича.
Ответчик, в свою очередь, оспаривает заявление, что Березовский владел какими-либо акциями компаний. Деньги, миллионы долларов, причем нередко наличными, ему, по словам бывшего губернатора Чукотского автономного округа, выплачивались лишь за политическую протекцию.
Абрамович, давая ранее показания, согласился с тем, что Березовский сыграл ключевую роль при приобретении "Сибнефти" и что без него они бы никогда не получили контроль над компанией. По словам ответчика, Березовский был "волнорезом, который снимал все вопросы".
"После выборов 1996 года Березовский превратился в значительную политическую фигуру. Он фактически стал политической корпорацией, политическим руководителем большого бизнеса, на которую мы все (предприниматели) работали", - заявил Абрамович.
Говоря о роли оппонента как "политической корпорации", Абрамович дал понять, что значительная роль Березовского в окружении президента Бориса Ельцина привлекала к нему весь крупный бизнес страны, который "оплачивал его услуги". Это притом, что Березовский лично доступа к президенту не имел, а влияние оказывал именно на его ближайший круг.
Одной из ключевых проблем, к которой в ходе слушаний суд так или иначе возвращается, заслушивая того или иного свидетеля как со стороны истца, так и ответчика, является отсутствие какой-либо документации, подтверждающей обязанности сторон при покупке "Сибнефти", а также происхождение и назначение платежей, адресованных Березовскому. Их существование ни одна из сторон при этом не оспаривает.
Рачков, давая показания, пояснил лондонскому суду, что подразумевается под простым товариществом с позиции российского права и каким образом обычно между его участниками закрепляются взаимоотношения.
Адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн, проводивший допрос Рачкова, поинтересовался в какой-то момент, на чем вообще держалось соглашение о партнерстве, в соответствии с которым одна сторона должна оказать определенные лоббистские услуги, а другая даже не имеет, по сути, никакой возможности настоять, прежде всего, в судебном порядке на том, чтобы эти услуги были оказаны.
"Полагаю, в данном случае стороны имели полное представление о том, кто чем должен заниматься. А поскольку Березовский, совершенно очевидно, был далеко не новичок в бизнесе, он понимал, что он обязан сделать, когда речь идет о лоббировании", - заявил Рачков.
Судья Глостер, председательствующая на процессе, поинтересовалась, в свою очередь, каким образом все-таки в этих условиях стороны могут определить, в какой степени оказаны услуги и что могла предпринять неудовлетворенная сторона, опираясь на российское право.
В случае нарушения договорных обязательств Абрамович мог бы подать на Березовского в суд, ответил свидетель.