МОСКВА, 15 дек – РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге уведомил власти РФ о двух жалобах по делу скончавшегося в столичном СИЗО аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, направив свои вопросы, сообщается на сайте суда.
Первую жалобу в июне 2009 года подал сам Магнитский. Впоследствии, после его смерти в СИЗО "Матросская тишина" в ноябре того же года, этой жалобой занялась его супруга – Наталья Жарикова, дополнившая ее новыми пунктами. В августе 2012 года в Страсбургский суд с отдельным заявлением обратилась мать Магнитского.
В первой жалобе говорится о нарушении статьи 3 (запрещение пыток) и статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Европейской конвенции о правах человека. Жарикова также заявляет на нарушении статьи 3 и статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство), настаивая на незаконности уголовного преследования мужа и его смерти в результате неоказания квалифицированной медицинской помощи.
Мать Магнитского, в свою очередь, утверждает, что ее сын был «убит», поскольку ему намеренно отказывали в предоставлении необходимых медикаментов в нарушение статьи 2 (право на жизнь) Конвенции. Кроме того, по ее свидетельству, к Магнитскому применялась физическая сила, пока он находился в предварительном заключении. По крайней мере, учитывая проблемы с оказанием медпомощи, ему не был обеспечен должный медицинский уход, заявляет Наталья Магнитская. Кроме того, она жалуется на неэффективность проведенного расследования обстоятельств смерти сына и его посмертное уголовное преследование в нарушение статьи 2, статьи 3 и статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции.
В связи с этими двумя жалобами ЕСПЧ ставит перед властями РФ в общей сложности 10 вопросов. Страсбургский суд интересует, в частности, насколько оправданным было помещение Магнитского под арест, какая медицинская помощь ему оказывалась, применялось ли к нему физическое насилие в нарушение Конвенции. Кроме того, Страсбургский суд запросил у властей РФ материалы дела, в рамках которого Магнитскому были предъявлены обвинения, данные следственных органов, на основании которых он был помещен в СИЗО, медицинскую документацию, информацию по расследованию обстоятельств смерти.
Магнитский обвинялся в уклонении от уплаты налогов. Тверской суд Москвы в июле 2013 года признал вину доказанной, прекратив дело в связи со смертью аудитора. Суд установил, что Магнитский, действуя в интересах главы фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера, разработал и реализовал схему уклонения от уплаты налогов.
Cмерть Магнитского вызвала широкий общественный резонанс. В качестве обвиняемых по этому делу проходили экс-замначальника "Бутырки" Дмитрий Кратов и врач СИЗО Лариса Литвинова. Уголовное дело в отношении Литвиновой было прекращено Следственным комитетом в связи с изменениями УК РФ, согласно которым срок давности по инкриминируемой врачу статье был сокращен. В отношении Кратова, обвинявшегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, Тверской суд вынес оправдательный приговор, поскольку не нашел связи между его действиями и смертью Магнитского. Представитель матери аудитора обжаловал это решение в Мосгорсуде, требуя вернуть дело на новое рассмотрение, однако суд отклонил его жалобу.