РИЧМОНД (штат Виргиния), 31 июл — РАПСИ. Стороны обвинения и защиты изложили в пятницу в федеральном суде США в Ричмонде свои позиции по делу российского гражданина Ирека Хамидуллина, который был взят в плен американскими войсками в Афганистане в 2009 году. Обвинение потребовало от присяжных признать Хамидуллина виновным по всем 15 пунктам обвинения, что грозит ему пожизненным заключением, в то время как защита заявила, что присяжные должны оправдать обвиняемого, поскольку он, вопреки обвинению, не покушался на жизнь американцев, передает РИА Новости.
Дело Хамидуллина уникально тем, что он стал первым пленным войны в Афганистане, которого судят на территории США. Хамидуллин обвиняется, в частности, в поддержке террористической организации и нападении на базу афганских пограничников и военных США в афганской провинции Хост в 2009 году. Ключевые обвинения — в попытке убийства американских граждан. Хамидуллину грозит от 20 лет тюрьмы до пожизненного заключения.
Версия обвинения: «Он стрелял по американским военным»
Прокурор Джим Гиллис подробно описал присяжным события, в ходе которых был захвачен Хамидуллин. По его словам, обвиняемый на протяжении двух месяцев вел разведку и готовился к нападению на базу афганских пограничников в провинции Хост, чтобы затем сбить два американских вертолета, которые, по его расчетам, должны были вылететь на подкрепление с соседней базы США.
Прокурор заявил, что Хамидуллин, бывший советский танкист и член группировки «Хаккани», «прекрасно знал, что он делает». По его словам, Хамидуллин получил у трех местных лидеров движения «Талибан» разрешение напасть на афганские и американские силы и хорошо подготовил свою группу, вооружив ее пулеметами и ручными ЗРК. «Это (оружие) было предназначено исключительно для американских вертолетов», — отметил Гиллис.
«Это было очень хорошо продуманное нападение, хорошо тренированная и хорошо вооруженная группа партизан», — сообщил прокурор. Он признал, что нет свидетельств в пользу того, что Хамидуллин стрелял по вертолетам, однако заявил, что обвиняемому это не удалось «лишь по чистой случайности». Сам Хамидуллин, мужчина примерно 55 лет с длинной узкой бородой в рубашке с расстегнутым воротом, слушал выступление адвоката с помощью русскоязычного переводчика, иногда улыбаясь и шепотом комментируя высказывания Гиллиса.
Прокурор описал, как группа примерно из 15 партизан подошла к базе афганских пограничников и обстреляла ее. «Они пришли, планируя убивать афганцев и американцев», — заявил прокурор. В ответ на нападение американские военные самолеты сбросили две бомбы, продолжил Гиллис. «После наступления темноты, по их (военных) оценкам, было убито около 12 врагов», — сказал он.
Затем американские вертолеты Apache засекли вторую группу, которые пытались отойти к близлежащей пакистанской границе. По ним был нанесен очередной удар, около восьми человек погибло. Наконец, афганские пограничники и американские солдаты выдвинулись на место и обнаружили трех убегающих людей, двоих из них убили, а третьего (Хамидуллина) тяжело ранили и взяли в плен.
«(Свидетель) сержант Силва скажет вам, что он видел, как подсудимый стрелял в солдат США», — пообещал прокурор.
Версия защиты: «Он ни разу не стрелял"
Нанятый американским государством адвокат Хамидуллина Роб Вагнер заявил, что никакого реального состава преступления обвинению доказать не удалось и что все обвинения касаются лишь сговора для совершения преступления и «попыток покушения» на американских солдат.
В традициях американского суда защитник обрисовал Хамидуллина, уроженца Набережных Челнов, как доброго семьянина. По его словам, обвиняемый — бывший старший лейтенант советской армии, автомеханик и проповедник, глубоко верующий человек, отец трех детей — врача, учительницы и школьника старших классов. При этом адвокат признал, что Хамидуллин был замечен в России в попытках сепаратизма и добивался «независимого исламского государства в России», однако защитник объяснил сепаратизм «борьбой за свободу религии».
Будучи задержан в Пакистане в 2005 году, уже тремя годами позже Хамидуллин был отпущен, следовательно, он не представлял угрозы, считает адвокат. Рейд против афганских пограничников он объяснил недовольством местного населения взяточничеством со стороны пограничников. «Силы местного сопротивления хотели послать сигнал этим коррумпированным пограничникам», — сообщил он.
Защита заявила, что Хамидуллин не планировал операцию, а был простым переводчиком для членов отряда, которые состояли из представителей различных национальностей. Он раскритиковал доводы обвинения, заявив, что нападение было «очень плохо спланировано и исполнено» и что нападавшие погибли практически в полном составе. По подсчетам защиты, погибло 18 боевиков, единственным выжившим был Хамидуллин. «Эта не та операция, которой мог бы руководить бывший старший лейтенант советской армии с несколькими годами формального специального образования», — заявил защитник. «Это была бы самоубийственная операция», — добавил он.
Обвиняемый был захвачен афганскими силами, а не американцами, в тот момент, когда пытался отступить на территорию Пакистана, объяснил защитник. «Он пытался попасть домой, но потерялся», — заявил Вагнер. Самое важное заключается, по его словам, в том, что у обвинения нет никаких доказательств «сговора с целью попытки» убить американцев.
«Ни единой пули не было выпущено по вертолетам», — подчеркнул адвокат. «Он (Хамидуллин) ни разу не стрелял из своего оружия. Магазин был полон, не было отстрелянных гильз», — добавил Вагнер. «Господин Хамидулла никогда и не собирался стрелять из своего оружия», — уточнил адвокат, используя вариант фамилии обвиняемого, измененной на арабский манер.
Более того, на месте ранения и пленения Хамидуллина американцев не было, и они вмешались позже, помешав афганским пограничникам расстрелять раненого на месте, уточнил он. Ранее прокурор описал, как американцы «на собственных спинах» эвакуировали раненого и предоставили ему помощь, прежде чем заключили в тюрьму на авиабазе Баграм.
Адвокат признал, что обвиняемый дал показания, признавшись в нападении, но объяснил это тем, что тот испытывал давление в тюрьме. Но главным аргументом защиты стало то, что коль скоро не доказано покушение на американских граждан, Хамидуллина вообще не за что судить на территории США. «Не сумев связать нападение на базу (афганских пограничников) Лейза с обвинениями в адрес Хамидуллы, правительство не смогло доказать обвинения против него», — заключил адвокат.
В ближайшие дни суд продолжит рассмотрение дела, среди свидетелей будут пилоты американских вертолетов. В качестве вещественного доказательства суду будет представлена, в частности, видеозапись бомбежки боевиков с воздуха, в результате которой отряд был уничтожен. «Это было здорово!» - говорит на видеозаписи один из американских пилотов после того, как стало ясно, что боевики погибли.
Вердикт присяжных ожидается на следующей неделе, а приговор — несколькими неделями позже.