МОСКВА, 9 мар – РАПСИ, Владимир Ядута. В Международном суде ООН в Гааге в последний день слушаний, инициированных Киевом, который настаивает на принятии срочных мер в отношении Москвы, представитель российской делегации заявил, что Украина, говоря о терроризме, уходит от ответов и ответственности.
"Крайне важным пунктом на сегодняшний день является то, что нет ответа на вопрос о причастности Украины к инцидентам с беспорядочными обстрелами, которые она сама расценивает как акт терроризма", - заявил в четверг британский юрист Сэмюэл Уордсворт. По его словам, Украина не предпринимает ни малейших попыток снять этот вопрос с повестки, проигнорировав данные Управления Верховного комиссара ООН по правам человека относительно жертв среди мирного населения в зоне конфликта на юго-востоке страны. Также украинская сторона оставила без внимания отчеты наблюдателей ОБСЕ о жертвах среди гражданского населения в ДНР и ЛНР и обстрелах, которые велись с территории, находившейся под контролем Вооруженных сил Украины.
По словам Уордсворта, это далеко не единственный вопрос, оставшийся без ответа, учитывая, что Украина предпочитает умалчивать о некоторых неудобных и неприглядных моментах, которые возникали в результате ее действий и из-за которых в результате она выглядит не столь убедительно.
Далее выступил немецкий юрист Андреас Циммерман. Он подробно остановился на вопросах толкования положений Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, на нарушениях которой со стороны России настаивает Украина, в сравнении с Европейской конвенцией по борьбе с терроризмом.
Матиас Форто, профессор, преподаватель права Университета Западный Париж - Нантер-ля-Дефанс, начал свое выступление с того, что обратил внимание на чрезвычайно серьезный характер обвинений Украины в адрес России и то, что Украина часто некорректна в формулировках этих обвинений. По его словам, несмотря на то, что Киев сейчас ставит во главе угла ситуацию в Крыму, говоря о "культурной зачистке", в ходе переговоров с Москвой и обмена дипломатическими нотами этот вопрос фактически не поднимался. Так же как и признание меджлиса экстремистской организацией, судя по всему, тоже не очень сильно волновало Киев. Более того, в то время как Украина заявляла о необходимости срочно принять меры в отношении России, темп переговоров свидетельствовал скорее о том, что Киев никуда не торопится, отметил Форто.
По его словам, меры, на принятии которых настаивает Украина, "либо являются чрезвычайно неопределенными, либо откровенно чрезмерными". В частности, что касается заявлений Киева о гонениях на СМИ в Крыму по языковому признаку, - известно, что на полуострове десятки средств массовой информации выходят на украинском и татарском языках. Проблем в образовательной сфере также нет. По крайней мере, ни малейшего намека на это не прозвучало со стороны Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. "Очень сложно точно понять, какие меры в представлении Украины должны быть приняты по решению [Гаагского] суда", - резюмировал Форто. При этом он обратил внимание на изменения в риторике украинской стороны, которая сначала говорила о подавлении украинских и татарских СМИ, а сейчас заявляет лишь об ограничении их деятельности.
Подытожил выступление российской делегации глава правового департамента МИД РФ Роман Колодкин. Касательно заявленных Украиной нарушений Конвенции о борьбе с финансированием терроризма он сообщил, что в переданных Киевом в Гаагу документах, насчитывающих более 800 страниц, нет ни одной ссылки на международный орган или государство, за исключением самой Украины, которые расценивали бы перечисленные события как акт терроризма или финансирование терроризма, отметил Колодкин.
По его словам, "перед [Гаагским] судом два совершенно разных дела", которые Украина искусственно объединила, пытаясь заклеймить Донецкую и Луганскую народные республики как террористические формирования, а Российскую федерацию представить как пособника террористов и гонителя этнических меньшинств. "Такое клеймо в случае получения поддержки со стороны суда будет способствовать оправданию Украиной ее так называемой антитеррористической операции, которая продолжается на протяжении уже почти трех лет против этих образований и населения регионов, составляющих эти образования", - высказал правомерное опасение Колодкин. И завершил свое выступление замечанием, что к представленным Украиной свидетельствам нужно подходить крайне аккуратно и взвешенно, учитывая случаи фальсификации.
На этом четырехдневные слушания в Гаагском суде по запросу Украины о принятии срочных мер в отношении России были закончены. Председательствующий судья Ронни Абрахам сообщил, что суд "огласит решение в максимально краткие сроки", о чем стороны будут уведомлены.