МОСКВА, 20 сен – РАПСИ, Олег Панфилов. Решение польских властей эксгумировать тела жертв авиакатастрофы 2010 года под Смоленском без согласия родственников привело к нарушению прав членов семьи погибших, следует из решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
Напомним, что самолет польского президента Леха Качиньского потерпел крушение 10 апреля 2010 года под Смоленском при заходе на посадку. Находившиеся на борту лайнера 96 человек — 8 членов экипажа и 88 пассажиров, в их числе президент и его супруга Мария, — погибли. Согласно выводам российского Межгосударственного авиационного комитета, непосредственной причиной крушения стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, несмотря на неблагоприятные погодные условия.
Жалоба в суд была подана вдовами погибших активиста организации "Ассоциация семей Катыни" Лешека Сольского и польского парламентария Аркадиуша Рыбицкого.
Весной 2016 года власти Польши поручили команде государственного прокурора продолжить расследование обстоятельств катастрофы. В июне этого же года представители прокуратуры организовали встречу с членами семей жертв крушения, в ходе которой им были представлены объяснения необходимости эксгумировать тела, а в октябре прокурор издал соответствующий указ.
Заявители длительное время обжаловали решение прокурора в различных инстанциях, настаивая на том, что его указ противоречит Конституции Польши и нарушает их законные права как родственников умерших. В декабре 2016 года апелляционный суд Варшавы вынес постановление, в котором указал, что решение прокурора не может быть обжаловано. Суд также отметил, что даже если законодательные нормы, на которых основано решение, будут позднее признаны неконституционными, оно все равно будет считаться законным.
В 2017 году дело было передано в Конституционный суд страны и в данное время находится на рассмотрении. Однако прокурор ответил отказом на просьбы приостановить приготовления к процедуре эксгумации. Тела были эксгумированы 14-16 мая 2018 года, несмотря на мирный протест возле кладбища.
Как считают заявители, своими действиями власти Польши нарушили статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской Конвенции по правам человека. В свою очередь власти отметили высокую общественную важность проходящего расследования. Они указали, что несомненное вмешательство в частную и семейную жизнь заявителей произошло в соответствии с польским законодательством и статьей 2 Конвенции (право на жизнь), которая предписывает властям страны проводить доскональное расследование смерти человека.
ЕСПЧ согласился с тем, что власти Польши были обязаны проводить расследование как можно тщательней, но также отметил необходимость сбалансированного и взвешенного рассмотрения дел, в которых обязанности страны, включая защиту прав заявителей, входят в противоречие друг с другом.
Хотя решение прокурора было принято на основе действующего законодательства Польши, у заявителей отсутствовал механизм обжалования этого решения в отличие от схожих ситуаций, считает суд. Например, закон предусматривает возможность обжалования указов прокурора о контроле и записи телефонных звонков или введении превентивных мер в ходе расследования. Суд пришел к выводу о том, что законодательство Польши не обеспечивает должной защиты от произвола во время принятия решения об эксгумации тел умерших.
Суд признал нарушение статьи 8 Конвенции и постановил властям Польши выплатить заявителям по 16 тысяч евро за причиненный моральный ущерб.