МОСКВА, 27 окт — РАПСИ. Суд в Нидерландах снял арест с товарных знаков известных российских водочных брендов, в том числе Stolichnaya и Moskovskaya, действовавший в странах Бенилюкс с мая этого года по обращению бывших акционеров ЮКОСа в рамках их усилий по истребованию около 57 миллиардов долларов.
Согласно позиции бывших акционеров, товарные знаки могут расцениваться как имущество Российской Федерации и получив их в свое распоряжение, они смогли бы их продать с тем, чтобы частично удовлетворить денежные претензии.
В мае этого года суд в Нидерландах согласился наложить арест на восемнадцать товарных знаков, исключительные права на которые с января 2020 года по решению Верховного суда (ВС) Нидерландов принадлежат федеральному казенному предприятию "Союзплодоимпорт".
В свою очередь, представляющий в данном споре РФ Генеральный директор АНО "Международный центр правовой защиты" Андрей Кондаков заявил тогда, что он ознакомился с сообщениями об аресте брендов и что Россия будет оспаривать соответствующее решение.
"13 октября 2020 года состоялось слушание, по итогам которого Окружной суд города Гааги пришел к выводам, что имущество ФКП "Союзплодоимпорт" не может служить объектом взыскания по требованиям к Российской Федерации, а само предприятие в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации не может нести ответственность по долгам Российской Федерации. Следовательно, арест с товарных знаков, принадлежащих ФКП "Союзплодоимпорт", должен быть снят. Кроме того, суд обязал бывших акционеров ЮКОСа оплатить судебные расходы", — сообщили в пресс-службе предприятия.
Дело "ЮКОСа"
Разбирательство в международном арбитраже было инициировано еще в 2005 году Hulley Enterprises Ltd., Yukos Universal Ltd. и Veteran Petroleum Ltd., аффилированными с GML — основным акционером ЮКОСа, до 2004 года известным как группа МЕНАТЕП. Сумма требований превысила 100 миллиардов долларов.
Три дела рассматривались в рамках объединенного производства. Постоянная палата третейского суда в Гааге признала нарушение прав иностранных инвесторов в связи с экспроприацией активов ЮКОСа в июле 2014 года, присудив бывшим акционерам компании беспрецедентную компенсацию.
В апреле 2016 года Окружной суд Гааги аннулировал это решение по жалобе российских властей, постановив, что арбитраж не имел надлежащей компетенции для рассмотрения поданного акционерами заявления. При этом, как и ожидалось, Окружной суд не стал пересматривать дело по существу, ограничившись вопросами соблюдения процессуальных норм.
Постановление Окружного суда Гааги было формально обжаловано структурами ЮКОСа в июле 2016 года, и в феврале этого года апелляционная инстанция его отменила.
В июне Министерство юстиции РФ сообщило о том, что обратилось с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции в ВС Нидерландов. В ведомстве обращают внимание на многочисленные юридические ошибки, допущенные апелляционной инстанцией при толковании положений международного права, неправомерный отказ принять во внимание доказательства мошенничества экс-акционеров ЮКОСа, а также противоречие решения Апелляционного суда Гааги публичному порядку Нидерландов и ЕС.
В октябре стало известно, что ВС Нидерландов намерен 5 февраля 2021 года рассмотреть аргументы по существу кассационной жалобы Российской Федерации на постановление апелляционного суда Гааги."