МОСКВА, 17 дек — РАПСИ. Несоответствие судебной системы Польши в ее нынешнем состоянии стандартам и ценностям ЕС, в том числе в вопросе независимости от других ветвей власти, не может служить основанием для автоматического отклонения всех запросов на экстрадицию по европейскому ордеру на арест (ЕОА), однако государствам-членам ЕС необходимо проявлять осмотрительность при обработке таких запросов, следует из постановления суда ЕС (C-354/20 и C-412/20).
В исполнении запроса на экстрадицию может быть отказано, если по результатам анализа индивидуальной ситуации экстрадируемого лица, характера инкриминируемого ему Варшавой преступления и контекста дела у уполномоченного органа государства-члена ЕС, отвечающего за обработку или исполнение ЕОА, возникнут серьезные основания полагать, что права этого лица, в том числе на справедливое разбирательство, будут нарушены польскими властями ввиду существующих недостатков в системе юстиции страны, пояснили в Люксембурге.
При этом суд в Люксембурге напомнил, что приостановление действия механизма ЕОА в отношении государства-члена ЕС и, соответственно, автоматический отказ от исполнения европейского ордера на арест, возможно только после официального заявления Европейского совета о нарушении членом ЕС принципов, на которых основан союз.
Схожую точку зрения недавно выразил генеральный адвокат суда ЕС Кампос Санчес-Бордона. В своем консультативном заключении (носит рекомендательный характер), опубликованном в ноябре этого года, он напомнил, что первостепенное значение имеет вопрос о том, сохраняет ли судебный орган, где будет рассматриваться дело фигуранта после его экстрадиции, свою независимость для вынесения суждения о ситуации без внешнего вмешательства, угроз или давления. Следовательно, необходима более тщательная экспертиза в рамках конкретного дела перед решением уполномоченного органа о том, допустимо ли исполнение ЕОА без опасения нарушения прав лица.
Напомним, запрос в Люксембург направлен Международной палатой правовой помощи (IRK) при Окружном суде Амстердама, которая в сентябре этого года распорядилась полностью приостановить экстрадицию из Нидерландов в Польшу как минимум до тех пор, пока не прояснится, каким образом правовые новеллы Варшавы влияют на европейскую систему экстрадиции.
Аргументируя свою решение, палата пояснила, что в Польше существует реальный риск нарушения права любого лица на справедливое судебное разбирательство из-за структурных недостатков системы юстиции, влияющих на независимость судебной ветви власти. В таких условиях в IRK полагают, что нет смысла рассматривать каждый запрос на экстрадицию индивидуально.
В обращении IRK содержится сразу несколько вопросов, которые, как считают в Амстердаме, необходимо прояснить в контексте исполнения Рамочного решения Совета 2002/584/JHA от 13 июня 2002 года «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами».