МОСКВА, 30 сен – РАПСИ. Евразийский экономический союз нуждается в установлении особого механизма для целей регулирования безопасности товаров электронной торговли из третьих стран, заявил министр по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Валентин Татарицкий.

Заявление прозвучало на панельной сессии «Техническое регулирование электронной торговли в ЕАЭС: безопасность товаров на электронных площадках» в рамках III Евразийского экономического форума, на котором Татарицкий исполнял роль председателя.

«Это непростая задача. С одной стороны, мы должны обеспечить защиту граждан Союза от опасной продукции, с другой – вводимые механизмы регулирования безопасности не должны остановить развитие электронной торговли, создать дефицит товаров на рынке Союза или снизить потребительский спрос, – указал министр ЕЭК.

Учитывая данный аспект проблемы, главы правительств и Совета ЕЭК применяют «мягкий» подход к регулированию безопасности электронных товаров путем, а именно - уведомительный порядок вместо таких «классических» мер как обязательное подтверждение безопасности согласно техническим регламентам ЕАЭС, - пояснил Татарицкий.

В ходе обсуждения широкого круга проблем представители уполномоченных органов стран ЕАЭС по вопросам технического и таможенного регулирования и стандартизации, равно как и принимающие участие в сессии члены деловых сообществ сосредоточились, в том числе, на разработке моделей подходов к регулированию безопасности товаров внешней электронной торговли.

Здесь отмечалось, что в случае применения уведомительного порядка подтверждения безопасности товаров электронной торговли необходимо обеспечивать соответствующие гарантии для граждан стран ЕАЭС.

«Для практического применения на национальном уровне уведомительного порядка в формате эксперимента Комиссия утвердила общие подходы и механизмы для его проведения, так называемый «временный порядок», – отметил в этом отношении Татарицкий.

«Важно, что механизмы «временного порядка», также как и апробируемые виды товаров под уведомительный порядок, могут быть изменены. На национальном уровне могут выбираться иные виды товаров для апробации уведомительного порядка и особенности подтверждения их безопасности, которые бы показали большую эффективность», - указал министр ЕЭК.

Учитывая, что в третьих странах уже действуют регламенты безопасности электронной торговли, которые, в том числе, выступают техническими барьерами в торговых отношениях ЕАЭС, при разработке иных моделей регулирования следует рассмотреть возможность введения сопоставимых мер для защиты рынка ЕАЭС и граждан стран Союза от небезопасной продукции, напомнил Татарицкий.

«Изменениями в Таможенный кодекс введены две категории товаров электронной торговли. Товары, которые заявляются при ввозе как товары, предназначенные для реализации физлицам, должны подлежать подтверждению соблюдения мер технического регулирования (наличие документа об оценке соответствия). На площадке Комиссии уже проводится работа и эта категория товаров имплементируется в Порядок ввоза продукции, – прокомментировал Татарицкий выступление заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Сергея Шкляева, посвященное ряду аспектов таможенного администрирования по применению уведомительного порядка.

«Товары, приобретенные физлицами, под процедуру таможенного склада не помещаются. В отношении этой категории планируется принять подход по внедрению уведомительного порядка для подтверждения безопасности. В случае его принятия и имплементации в Договор о ЕАЭС необходимо выработать правила администрирования таких товаров при ввозе», - отметил министр ЕЭК.

О необходимости разработки стандартов, касающихся предупреждения возможной недобросовестной конкуренции и обеспечению качества поставляемых потребительских товаров, а также внедрению мер по упорядочиванию услуг доставки в своем выступлении напомнил руководитель Росстандарта Антон Шалаев.

В целом же участники сессии согласились в необходимости разработки консолидированной позиции в отношении модели регулирования безопасности товаров электронной торговли с третьими странами, которую ЕЭК предложила для целей Договора о Союзе. Такая модель, наряду с уведомительным порядком, включает и возможность выделения перечня чувствительных товаров электронной торговли, в отношении которых будут применяться процедуры оценки соответствия по техническому регламенту ЕАЭС.