Международная правозащитная организация Amnesty International признала экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева узниками совести. Ниже приводится справочная информация об узниках совести, признанных правозащитной организацией Amnesty International.

Международная правозащитная организация Amnesty International под термином "узник совести" (prisoner of conscience) подразумевает человека, физическая свобода которого ограничена тюремным заключением либо иным способом исключительно из-за его политических, религиозных или иных убеждений, а также этнического происхождения, пола, расы, языка, национального или социального происхождения, имущественного статуса, родственных отношений, сексуальной ориентации и других характеристик личности. При этом узниками совести не считаются люди, прибегающие к насилию или пропагандирующие насилие и вражду.

Термин введен в обращение в начале 1960-х годов основателем организации Amnesty International Питером Бененсоном - юристом и правозащитником из Великобритании.

Amnesty International настаивает на немедленном и безусловном освобождении всех узников совести.

Прежде чем признать человека узником совести, Amnesty International анализирует факты, взятые из нескольких источников (не менее трех). Решение принимается Международным секретариатом.

Признание узниками совести может стать эффективной мерой по привлечению к судьбе этих людей дополнительного общественного внимания. Cтатус узника совести, который присваивает Amnesty International, можно рассматривать и как способ дополнительного давления на соответствующие государства. Преимуществ этот статус не дает.

Первым узником совести в 1962 году был назван архиепископ Йозеф Беран, который провел 14 лет в тюрьме (1949-1963) за проповедь с осуждением коммунистического режима, произнесенную им в качестве архиепископа Праги.

Юрист Шон Макбрайд от Amnesty International отправился в Прагу с ходатайством об освобождении Берана и добился встречи с министром иностранных дел Чехословакии. 18 месяцев спустя Беран и четыре других епископа были освобождены.

Одним из первых советских узников совести в 1962 году был признан католический священник из Львова Иосиф Слипый, который провел в лагерях 18 лет и был выслан из СССР в 1963 году. В 1965 году Ватикан назначил его кардиналом и главой Украинской греко-католической церкви.

К категории узников совести также причисляли Натана Щаранского, Валерию Новодворскую, Андрея Сахарова, Александра Солженицына, Юлия Даниэля, Андрея Синявского, Иосифа Бродского, Глеба Якунина, Владимира Буковского, Сергея Ковалева.

Последние советские узники совести были освобождены в 1987 году.

24 мая 2011 года Amnesty International признала узниками совести экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева .

"Дело ЮКОСа" - одно из самых громких в России за последние годы. В начале 2000-х российские власти обвинили руководство ЮКОСа - крупнейшей в то время нефтяной компании в стране - в экономических преступлениях. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной "Роснефти".

8 января 2011 года узниками совести были названы Борис Немцов, Константин Косякин, Илья Яшин, Кирилл Манулин и Эдуард Лимонов, 31 декабря 2010 года участвовавшие в митинге в поддержку 31 статьи Конституции РФ.

Эдуард Лимонов вместе с его соратником Кириллом Манулиным были задержаны незадолго до митинга на Триумфальной площади. В тот же день их приговорили к 15 и восьми суткам административного ареста соотвественно за "мелкое хулиганство". Основанием для решения послужили показания милиционеров, основанные, как утверждалось, на жалобе некой женщины, которая сама в суд не явилась.

Задержанные на митинге Борис Немцов, Илья Яшин и Константин Косякин были приговорены к 15, пяти и десяти суткам административного ареста соответственно - как утверждалось, "за агрессивные действия в отношении милиционеров".

В сентябре 2006 года Amnesty International назвала узником совести правозащитника Льва Пономарева, получившего по решению суда трое суток административного ареста за организацию пикета памяти жертв террористического акта в Беслане у Соловецкого камня на Лубянской площади Москвы 3 сентября 2006 года и сопротивление сотрудникам милиции.

Ранее Amnesty International признавала узниками совести Григория Пасько - журналиста и активиста борьбы за охрану окружающей среды, Александра Никитина - бывшего морского капитана первого ранга и бывшего инспектора атомного надзора в Минобороны России - и омского правозащитника Юрия Шадрина.

Журналиста российской тихоокеанской газеты Григория Пасько впервые арестовали в 1997 году за передачу японским СМИ якобы секретной информации, но через два года все обвинения в шпионаже были сняты. После обжалования военный суд во Владивостоке в декабре 2001 года приговорил Григория Пасько к четырем годам лишения свободы за измену и шпионаж.

23 января 2003 года Григория Пасько отпустили на свободу после отбывания им двух третей четырехлетнего срока заключения.

Против Александра Никитина ФСБ завело дело в 1995 году. Его обвинили в шпионаже и разглашении государственной тайны при подготовке главы 8 "Катастрофы и аварии на атомных подводных лодках" и главы 2.3 "Ядерные энергетические установки" доклада "Северный флот.

Потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона". В этом документе, составленном Никитиным для норвежской экологической организации "Беллуна", содержались сведения о местах хранения радиоактивных отходов на Северном флоте. По словам Никитина и его адвокатов, все эти сведения не были секретными и находились в открытом доступе.

В феврале 1996 года Никитин был заключен под арест. После 11-месячного заключения был отпущен на свободу под подписку о невыезде.
17 апреля 2000 года Александр Никитин был оправдан Верховным судом РФ.

Юрий Шадрин - директор Омского центра по правам человека "Реальное право", политзаключенный, лауреат международной премии Фонда имени Оссетского (декабрь 1998 г.), представитель в Омске "Центра содействия реформе уголовного права" (Москва), заместитель председателя "Комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и злоупотреблением служебным положением". Российское отделение международной организации "Наше право" (комиссия) действует с 1999 года, его отделения открыты более чем в 60 регионах.