Аркадий Смолин, РАПСИ

«Исламское государство» (бывший ИГИЛ), приобретя трансконтинентальный статус, не перестало быть однозначно террористической организацией. Однако сегодня уже больше невозможно игнорировать тот факт, что ИГ завладело полноценной и, очевидно, стабильной властью на значительной части территории Сирии, Ирака, а также Нигерии (через подчинившуюся ИГ «Боко Харам»). 

Что важно, власть эта базируется не только на показном ультранасилии, но и на особом кодексе специфических правил и законов. Более того, именно желание принудить максимальное число мусульман жить по «правильным» законам и является одной из официальных целей экспансии ИГ. Пока полный свод этих законов не был опубликован ни в одном англо- (и, тем более, русско-) язычном ресурсе, однако прообраз будущего Кодекса уже можно зафиксировать на основании разрозненных указов лидеров ИГ.

Временные законы

Опираясь на опубликованные на арабском языке в северо-восточной провинции Ниневия указы, можно выделить 14 основных пунктов-законов, на которых базируется пока неписанная «Конституция  ИГ»:

1 «Исламское государство" строит новый халифат. Халиф – заместитель пророка Мухаммеда на земле, поэтому только он может служить источником законов и давать трактовку нормам шариата. 

2. Всем мусульманам будет обеспечено достойное и комфортное существование, кроме тех, кто находятся в союзе с врагами или помогает преступникам.

3. Вероотступничество карается смертью.

4. Конкурирующие политические или вооруженные организации не допускаются.

5. Наркотики, алкоголь и сигареты запрещены.

6. Людям, служившим в полиции или армии при прежнем режиме, будет предоставлена возможность покаяться. Отказ может караться смертью.

7. Конфискованные у бывших властей деньги становятся общественным достоянием. 

8. Кража или грабеж будут наказаны ампутацией руки. 

9. Шантаж, угроза жизни или здоровью караются казнью (в т.ч. через распятие).

10. Всем мусульманам настоятельно не рекомендуется пропускать групповые молитвы в мечетях. Во время намаза все магазины и другие светские заведения должны быть закрыты. 

11. Могилы и святыни запрещены, уже имеющиеся будут уничтожены.

12. Женщины должны покрывать все тело и лицо мусульманской одеждой, которая не облегает тело. 

13. На женщинах лежит ответственность за поддержание домашнего очага. Им запрещено выходить из дома без сопровождения мужчины. 

14. Жизнь на исламской земле должна быть счастливой. 

Очевидно, что это временные законы переходного времени. 

В обычной жизни мусульмане, под управлением ИГ, должны буквально руководствоваться нормами шариата. Лидеры «Исламского государства» представили заповеди Мухаммеда, в том числе нормы, которые бездействовали в течение сотен лет, как строгое руководство к действию. 

Такфир

Одним из главных принципов законов ИГ является такфир. Доминирующую роль этой идее придал Абд аль-Ваххаб (родоначальник ваххабизма) более двух веков назад. Он осудил всех мусульман, которые почитают умерших, святых или ангелов, поскольку такие чувства умаляют полное подчинение, которое нужно испытывать по отношению к Богу, и только к Аллаху. Абд аль-Ваххаб требовал послушания, которое нужно демонстрировать физическими и моральными способами. Он утверждал, что каждый мусульманин должен принести личную клятву в покорности единственному главе мусульман (халифу). «Те, кто не соответствует таким взглядам, должны быть убиты, их жены и дочери отданы на поругание, а их имущество конфисковано», – писал аль-Ваххаб. 

Собственно, такфир в исламе – обвинение в неверии, в переводе на христианские понятия - «отлучение от Церкви». Представители «Исламского государства», как и аль-Ваххаб, считают, что такие отступники заслуживают смерти. В число обреченных включены шииты, суфии и представителей других мусульманских конфессий, которых  Абд аль-Ваххаб вообще не считал мусульманами. Интересно, что на христиан такфир не распространяется, если они не сопротивляются новому правительству.

«Халиф» ИГ Абу Бакр аль-Багдади разрешает христианам жить на территории ИГ, пока они платят пошлину, известную как jizya, и признают власть «Исламского государства». 

Впрочем, возможно, этот факт определенным образом согласуется с нескрываемым намерением лидеров ИГ легализовать рабство. Т.е. в будущем jizya может быть заменена отработками – фактически рабским трудом под угрозой смерти. Пока же представители ИГ рассматривают в роли рабов проживающих в Северном Ираке езидов – один из самых древних народов планеты, принадлежащий к курдской группе и исповедующий собственную религию на основе зороастризма. После признания их язычниками, женщины и дети езидов должны быть разделены, согласно шариату, между борцами «Исламского государства» (как пишет один из его представителей), которые участвовали в операциях по захвату Синджара.

Шариат и Халифат

Представители ИГ и сочувствующие критикуют страны, чьи законы основаны на шариате (в первую очередь, Саудовскую Аравию), за однобокость его трактовки и применения.

Обычно нормы шариата служат (частичной или полной) заменой Уголовного кодекса: например, саудовцы казнят убийц и отрезают руки ворам, но «не предоставляют социально-экономической справедливости шариата». «Исламское государство», в свою очередь, заявляет о намерении предоставить этот шариатский соцпакет, который, в частности, включает бесплатное жилье, еду, одежду, медицинское обслуживание… 

Таким образом, «Исламское государство» обещает построить свои законы не просто на социалистических принципах, а едва ли ни первыми в мире полностью реализовать принципы вэлфера. 

Что, конечно, не отменяет аутентично средневековый стиль в определении недопустимых пороков и способе наказания за них. В частности «Исламским государством» предусмотрены: порка за употребление или продажу алкоголя, сигарет; порка для мужчины за несоблюдение женщиной (женой, дочерью) мусульманского дресс-кода; все преступления, относящиеся к «хадду» (прелюбодеяние, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество, бунт) караются смертью (распятие, побивание камнями, расстрел, отрубание головы…)…

Из нововведений стоит выделить фактическое узаконивание Джихад ан-никаах. Этот феномен возник в 2013 году. Согласно идеологии ИГ, его суть заключается в том, что мусульманки-сунниты должны выйти замуж за боевика, рожать ему детей и наставлять на путь исламизма. В действительности, по данным наблюдателей и некоторых сбежавших жертв, это узаконенная проституция и групповое изнасилование. Также норма Джихада ан-никаах перекликается с узакониванием «Исламским государством» рабства. В декабре 2014 года в иракском городе Эль-Фаллуджа боевики ИГИЛ казнили 150 женщин за их отказ от сожительства c исламистами. 

Основное отличие ИГ от других государств и регионов, где применяются нормы шариата, заключается в том, что «Исламское государство» заявило о создании на своей территории халифата. Как заявил американской газете Atlantic известный британский защитник прав мусульман Анжем Чудэри «возможно, 85 % шариата… находится в бездействии, пока у нас нет халифа». Например, за пределами халифата вовсе не обязательно было ампутировать руки ворам, пойманным на месте преступления. 

Самое интересное, что, по шариату, все мусульмане обязаны иммигрировать на территорию, где действует халиф. Это факт, в частности, служит основанием для призыва мусульманок, даже из европейских стран, приезжать в ИГ, чтобы служить на поприще Джихад ан-никаах. 

Халифат не признает современную правовую систему, в т.ч. международное право и организации, а также игнорирует наличие государственных границ (которые Мухаммед  называл анафемой). Так что не имеет смысла надеяться, что «Исламское государство» начнет прислушиваться к требованиям международных организаций.

Как отмечает другой известный на Западе мусульманский активист Абу Бараа, «послать посла в ООН означает признать власть кроме Бога». Это отступничество, которое карается смертью. Даже голосовать на демократических выборах за политических кандидатов, которые одобряют халифат – тоже отступничество.

Мусульманское право разрешает только временные мирные договоры – длительностью не более десятилетия. Халиф должен вести джихад, по крайней мере, один раз в год. Т.е. повторения истории с Красными Кхмерами, которые убив приблизительно треть населения Камбоджи, заняли ее место в Организации Объединенных Наций в случае с «Исламским государством» наверняка не будет. 

Таким образом, законодательство «Исламского государства» более всего похоже на Уголовный кодекс Саудовской Аравии, распространенный на все области жизни.