Качественные решения, динамичное рассмотрение жалоб и контроль над эффективным исполнением решений — Председатель Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ, Суд) Линос-Александр Сицильянос рассказал о насущных задачах суда в интервью главному редактору журнала «Права человека. Практика Европейского Суда по правам человека» Виталию Портнову и редактору по развитию Анастасии Абакумовой.
Наш первый вопрос касается того, необходимо ли что-либо изменить в европейском институте защиты прав человека, чтобы он максимально соответствовал основным целям и задачам, которые ставились перед ним отцами-основателями, учитывая, разумеется, что изначально Суд создавался в совершенно иной политической и общественной ситуации. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать в ближайшее время и какие задачи предстоит решить в будущем?
— Суд встречает на своём пути большое количество трудностей, но это не является чем-то новым, поскольку за свою историю он часто сталкивался с трудными вопросами и последствиями политических проблем. Конечно, его первоочередная задача — продолжать своевременно выносить качественные решения.
Говоря об этом, стоит отметить, что главной проблемой остаётся вопрос количества поступающих дел. Если максимальное использование процедурных инструментов, предусмотренных Протоколом №14, дало результаты, значительно превысившие ожидания, то всё равно остаётся некоторое количество самых сложных дел, с которыми Суду всё ещё трудно своевременно разобраться. Хотя это главным образом касается ограниченного числа государств, Суд тем не менее полон решимости поддерживать динамику, достигнутую его внутренней программой реформ и постоянным совершенствованием методов его работы. Без сомнения, информационные технологии сыграют свою роль в этом, как это уже происходит при обработке неприемлемых и повторяющихся дел.
Из-за загруженности делами с начала этого года Суд ввёл в свою процедуру новый специальный досудебный этап урегулирования споров. Этот этап призван способствовать заключению мирных соглашений в соответствующих случаях как метод, позволяющий быстрее возместить ущерб заявителям при одновременном снижении бремени работы Суда и национальных органов власти. Конечно, такой способ может быть применён не во всех ситуациях, однако, есть много случаев, когда существует чёткая прецедентная практика и все стороны заинтересованы в мирном урегулировании спора.
Постоянная проблема связана с эффективным исполнением решений Суда и, в более общем плане, с обязательством государств обеспечивать права и свободы, закреплённые в Конвенции, в рамках их национальной системы. Справедливо будет заметить, что надзор за исполнением решений Суда остаётся обязанностью Комитета министров, как это напомнил Суд в недавнем решении по делу «Маммадов» (производство в Большой Палате (пункт 4 статьи 46 Конвенции) по делу «Ильгар Маммадов против Азербайджана», жалоба №15172/13, постановление от 29 мая 2019 года) в ответ на запрос Комитета министров в соответствии с пунктом 4 статьи 46.
Однако Суд играет и более активную роль в определённых обстоятельствах, особенно в случаях структурного или системного нарушения или там, где ситуация не оставляет выбора в отношении соответствующей меры возмещения. Суд также размышляет о возможном более тесном сотрудничестве между Секретариатом Суда и Департаментом Совета Европы по вопросам исполнения постановлений с целью повышения эффективности процесса исполнения.
Что касается имплементации положений Конвенции на национальном уровне, то одной из возможностей, которую продолжает изучать Суд, является более тесный диалог с национальными высшими судебными инстанциями. Сеть высших судов, которая в настоящее время насчитывает 79 судов из 36 стран, свидетельствует об усилении сотрудничества и заинтересованности национальных судов в обмене информацией. В то же время вступление в силу Протокола №16 придало институциональную форму этому диалогу. В апреле этого года Суд вынес своё первое консультативное заключение в соответствии с Протоколом №16. Нам ещё предстоит увидеть, как эта процедура будет развиваться в ближайшие месяцы и годы.
Другая проблема заключается в увеличении числа нарушений, выявленных в отношении статьи 18 Конвенции (так называемое «злоупотребление властными полномочиями»). В 2018 году Суд установил пять таких нарушений по сравнению с общим количеством в двенадцать нарушений с момента первого нарушения статьи 18 в 2004 году. Этот факт вызывает беспокойство, поскольку он свидетельствует об увеличивающемся несоблюдении обязательства добросовестного применения стандартов Конвенции и примата верховенства права.
Особые трудности возникают у Суда в связи с межгосударственными разбирательствами, число которых в настоящее время возрастает, в частности, из-за различных территориальных споров между государствами-членами Совета Европы. Такие дела требуют тщательной подготовки и часто приводят к обширным доказательственным сложностям, не говоря уже об их политической чувствительности и трудных юридических вопросах, которые они поднимают. Более того, они часто сопровождаются большим количеством индивидуальных жалоб, затрагивающих по существу такие же вопросы.
Наконец, хотя ввиду самых последних событий можно ожидать, что бюджетное давление несколько ослабнет, важно, чтобы Суд по-прежнему обладал достаточными ресурсами, чтобы иметь возможность реагировать на различные вызовы.
Как Вам, наверное, известно, наш Издательский дом «иРГа 5» при участии Европейского Суда, Фонда Рене Кассена и старейшего российского юридического издания «Российская юстиция» запустил проект издания многотомной и многоязычной Энциклопедии Европейского Суда «Европейский Суд по правам человека. Теория и практика по России и другим государствам-членам Совета Европы», посвящённый созданию и развитию института прав человека в Европе. Проект призван отразить деятельность механизма защиты прав человека в Европе в его разных проявлениях. Как Вы оцениваете важность и нужность этой работы, и есть ли необходимость, по Вашему мнению, что-то добавить в проект для его улучшения?
— С моей точки зрения, Энциклопедия — это работа абсолютно первостепенной важности. Действительно, это одновременно амбициозный и уникальный проект, который с момента его создания был поддержан Европейским Судом по правам человека. Он интересен тем, что объединяет документы из самых разных источников: официальные тексты, исторические документы, мнения и комментарии, теоретические статьи и решения Суда. Я хочу воздать должное работе, проделанной российскими судебными органами, и в частности, Председателем В.М. Лебедевым, по продвижению и внедрению стандартов Конвенции в российскую судебную практику. В этом отношении роль, которую играет Энциклопедия, имеет решающее значение. Мы работаем только на двух официальных языках Совета Европы, и крайне важно, чтобы любой человек, владеющий русским языком, имел доступ ко всей этой документации. Конечно, всегда можно что-то улучшить, и я должен сказать, что создатели Энциклопедии могут рассчитывать на поддержку Суда с целью обогащения документального фонда. Мы обладаем большим количеством документов (например, тематическими справками), которые могут быть переведены на русский язык и которые свободны от авторских прав.
На 2019–2021 годы планируется выход ещё 10–11 томов из разных разделов. Было бы логичным и правильным, если бы Ваша вступительная статья открывала третий раздел Энциклопедии, посвящённый важнейшим прецедентам Европейского Суда. При подготовке первого тома мы получали самую активную поддержку и действенную помощь со стороны Европейского Суда, прежде всего, от аппарата и лично Секретаря-канцлера Родерика Лидделла. Нам бы очень хотелось, чтобы это сотрудничество было продолжено.
Недавно во время обсуждения текущих вопросов некоторые члены Научно-практического совета, которые Вас давно и хорошо знают, указали на то, что Ваше участие в нашем Совете было бы важным, нужным и чрезвычайно полезным. Выполняя поручение, в частности, Анатолия Ковлера, Эрика Фриберга, Ханлара Гаджиева и других, я обращаюсь к Вам с предложением присоединиться к Научно-практическому совету для дальнейшей работы над энциклопедическим проектом.
— Я с большим удовольствием принимаю Ваше предложение присоединиться к Научно-практическому совету. Я также хочу поблагодарить Вас лично за проделанную кропотливую работу. Я буду очень рад, если моя статья появится в первом томе третьего раздела и откроет собой рубрику, посвящённую такой важной теме — прецедентам Европейского Суда по правам человека. Спасибо за Ваше предложение.
И у нас практически уже созрел новый проект о распространении идеи защиты прав человека, связанной естественным образом с историей и практикой Европейского Суда, посредством представления Энциклопедии студентам юридических и языковых вузов России. Мы хотели бы попробовать представить издание также и в ведущих учебных заведениях Европы. И даже начали работать в этом направлении. Очень надеемся, что к концу года наши надежды начнут претворяться в жизнь.
— Отлично! Это очень важное и нужное дело.