Уникальный финансовый хаб был официально запущен в Казахстане в июле 2018 года. При Международном финансовом центре "Астана" (МФЦА) действует Международный арбитражный центр (МАЦ) и суд, функционирующий на основе принципов и процессуальных норм права Англии и Уэльса. Кристофер Кэмпбелл-Холт, регистратор и руководитель аппарата Суда и МАЦ, рассказал в эксклюзивном интервью РАПСИ о работе обоих институтов и о взаимодействии с властями республики.
— Г-н Кэмпбелл-Холт, образование арбитражного центра при МФЦА во многом логичный и понятный шаг, но зачем учреждать отдельный суд в рамках финансового центра? Несколько нестандартный ход, с моей точки зрения. Как это можно объяснить?
— Распространенное заблуждение относительно создания новых органов, специализирующихся на разрешении споров при финансовых центрах или в специальных экономических зонах, заключается в том, что вам необходимо выбрать: либо арбитражный центр, либо суд.
В различных юрисдикциях используются различные модели. Но я считаю, исходя из собственного опыта, гораздо более целесообразным предложить оба варианта: и суд, и арбитражный центр. И причина в том, что нам следует думать о рынке, о предпринимателях, юристах, работающих с бизнесом. Иногда стороны предпочитают обратиться в суд, иногда они идут в арбитраж. Принято думать, что стороны, скорее всего, выберут арбитраж. Мой опыт показывает, что вероятность этого 50/50 или 60/40 в зависимости от того или иного рынка. Стороны зачастую предпочитают арбитраж, если им требуется конфиденциальность и больший контроль над ходом разбирательства.
Другим общим заблуждением является то, что разрешить спор в арбитраже дешевле. Это совершенно не так. Определяющие факторы — это все же конфиденциальность и контроль над ходом разбирательства. Арбитраж может обойтись дороже суда, в зависимости от обстоятельств конкретного дела.
При этом взаимодействие между судом и арбитражем является необходимым условием для достижения успеха любым финансовым центром, для привлечения бизнеса и для демонстрации бизнесу, что в его распоряжении имеется заслуживающая доверия, надежная система, которая в состоянии защитить права инвесторов. Поэтому наряду с арбитражным центром при МФЦА мы предлагаем также услуги коммерческого суда, работа которого построена по принципу английского суда общего права. Наша цель — это доверие и уверенность инвесторов. Мы хотим, чтобы у них не было сомнений в инвестировании, поскольку, как они могут убедиться, услугами Суда при МФЦА можно успешно пользоваться.
Между нашим судом и арбитражным центром существует тесное сотрудничество. Вместе с тем надзорные полномочия нашего суда в отношении арбитража очень ограничены.
— Таким образом, идея учредить суд при МФЦА никоим образом не связана с возможными трудностями с признанием и исполнением арбитражных решений национальными судами Казахстана и сомнениями в их компетентности?
— Нет. Идея заключается в том, чтобы создать систему, заслуживающую абсолютного доверия и узнаваемую международными инвесторами, которые могут иметь слабое представление о существующей в Казахстане инфраструктуре. Мы лишь обеспечиваем альтернативный вариант защиты прав инвесторов в республике.
Мы независимы, но мы тесно сотрудничаем с нашими партнерами из национальных судебных органов. Мы сообща работаем по ряду вопросов в той мере, насколько это возможно, сохраняя при этом независимость.
Если вы намерены инвестировать в Казахстан и доверяете национальным судам защищать ваши права как инвестора — смелее, мы это лишь приветствуем. МФЦА — это лишь альтернативный вариант, особенно если вы знакомы с принципами общего права. В конечном счете, при наличии такого хаба по международным инвестициям в Казахстане может выиграть в целом среднеазиатский регион.
— За инициирование разбирательства в арбитражном центре, администрирование спора, проведение разбирательства не взимается плата. Это немало удивляет и, с одной стороны, невероятным образом подкупает. С другой, как мы знаем, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и кто-то должен за все это платить…
— Мы исключение. Мы хотим быть доступными по стоимости для тех, кто выбирает разрешение споров в нашем суде или нашем арбитражном центре. Вы платите только за время работы нанятых юристов и оплачиваете счета юридической компании — как это происходит в обычном порядке, в то время как администрирование спора, все арбитражные процедуры бесплатны.
Причина, по которой мы пошли на это, заключается в том, что мы как новички хотим привлечь инвестиции в Казахстан, поэтому взяли на себя обязательство не взимать никакой платы по крайней мере до начала 2022 года. Более того, четко обозначили, что предложение о нулевой ставке будет оставаться актуальным на протяжении срока действия любого договора, в котором прописан суд МФЦА и МАЦ и который заключен в любое время вплоть до 31 декабря 2021 года.
Мы приняли на себя такое обязательство, поскольку заинтересованы, чтобы бизнес поверил в то, что наше предложение по разрешению споров в соответствии с международными стандартами заслуживает доверия. Мы знаем, что это предложение вызывает интерес, поскольку много общаемся, и твердо убеждены, что оно будет иметь огромную ценность для всего региона Центральной Азии.
— Известно, что, когда дело касается бизнеса, время — это деньги. В какие предположительно сроки спор может быть рассмотрен в суде МФЦА и в арбитраже при финансовом центре?
— Продолжительность разбирательства зависит от обстоятельств конкретного дела. График слушаний будет изменяться в зависимости от решений, принимаемых сторонами, арбитрами или судьями, рассматривающими спор.
При организации рассмотрения спора в суде, арбитражном центре используются последние инновационные решения. Это зона моей ответственности как Регистратора - так же, как судей, арбитров, а также других членов нашей блестящей команды, имеющей международную подготовку.
Основная задача зачастую заключается в том, чтобы назначить рассмотрение спора на ближайшее по возможности время. Делопроизводство должно быть максимально эффективным и быстрым для того, чтобы затем, отталкиваясь от предварительно согласованной даты слушаний, быть уверенным, что все идет по плану. Я имею в виду документацию, подтверждающую, что все сделано правильно, надлежащим образом. Чтобы, когда судья ознакомился с ней, мы не сомневались: дело будет продвигаться настолько быстро, насколько это возможно.
На практике зачастую не все так просто. Во время слушаний всплывают самые разные вопросы. Однако в нашем распоряжении имеется система, которая помогает сохранять уверенность в том, что делопроизводство ведется максимально быстро и экономически эффективно.
Что касается скорости, нам помогает наша система электронного правосудия. Это система, которую мы разработали совместно с ведущим поставщиком IT-технологий из Сингапура. В нашем суде и арбитражном центре используются передовые цифровые технологии. Вся бумажная документация переведена в цифровой формат, иск может быть подан в электронном виде из любой точки мира бесплатно.
Благодаря этому у международного, регионального и местного сообщества есть оперативный доступ к суду МФЦА и его арбитражному центру. Мы знаем, что наша система является новейшей на мировом рынке, поскольку проводили ее тестирование с юристами на различных рынках.
У нас есть заслуживающая доверия IT-платформа с возможностью организации видео- и телефонных конференций буквально за счет нажатия одной кнопки, причем она очень надежна.
— Любая компания может обратиться в суд МФЦА или МАЦ при наличии договора с соответствующей оговоркой, или же обязательное условие — регистрация компании в финансовом центре?
— Мы призываем компании регистрироваться в МФЦА, но, несмотря на это, не обязательно проходить регистрацию, чтобы обратиться в суд при финансовом центре или МАЦ. Для передачи спора на рассмотрение в наш суд или арбитражный центр компании или физическому лицу из любой точки мира достаточно их согласия на любом этапе их деловых отношений, даже если их ничего не связывает с Казахстаном или регионом.
— У бизнесменов из Казахстана и России Коммерческий суд в Лондоне наряду давно пользуется популярностью наряду с с Лондонским арбитражем. Как Вы полагаете, может ли суд при МФЦА и МАЦ со временем составить им конкуренцию?
— Я не утверждаю, что наша работа в Казахстане как-то отрицательно отразится на цифрах, скажется на количестве арбитражных разбирательств, коммерческих споров в Лондоне. Мы такой цели перед собой не ставим. Нашей целью является предоставление надежного механизма разрешения споров с тем, чтобы увеличить приток инвестиций в Казахстан.
В этом году только за 10 месяцев оговорка о нашем суде и арбитражном центре была включена в более чем одну тысячу деловых договоров. Насколько я понимаю, контрагентами по большей части этих договоров выступает бизнес, работающий в Казахстане. Это не означает, что бизнес менее активно интересуется Лондоном, Сингапуром или другими арбитражами. Это означает, что новый бизнес идет к нам - что само по себе положительный знак. Естественно, мы не поощряем возникновение споров по договорам и не способствуем этому, но на сегодняшний день готовы и можем оказывать услуги участникам договорных отношений в случае, если у них возникнет спор и появится желание воспользоваться нашими услугами.
Разумеется, мы не в состоянии предвидеть, как будут развиваться события, но, учитывая эту тысячу контрактов, я уверен, что и суд, и арбитражный центр не останутся без работы. Кто знает, скажется ли это на работе арбитражных институтов в Лондоне или Сингапуре. Поживем — увидим. Но, как я уже заметил, это не является нашей целью.
— Каким образом суд при МФЦА выстраивает взаимодействие с национальными государственными судами Казахстана, особенно учитывая, что он функционирует на основе процессуальных норм Англии? Практика суда будет так или иначе накладываться на практику казахстанских государственных судов, которые могут почувствовать себя незащищенными перед экспансией английского права?
— Суд при МФЦА является абсолютно независимым от национальной судебно-правовой системы Казахстана. Решения суда могут быть обязательными для исполнения в понимании общего права лишь в рамках самого суда. Национальные судебные инстанции не могут осуществлять надзор за этими решениями.
Мы с лордом Вулфом, председателем суда МФЦА, прибегли к опыту, накопленному за значительный период времени, чтобы при сохранении абсолютной независимости от национальной судебной системы Казахстана обеспечить тесное сотрудничество в дружественном формате.
Когда судьи проходили процедуру назначения в суд МФЦА в соответствующих органах республики, мы приглашали наших судей шесть, семь, восемь раз за год принять участие в ключевых мероприятиях, на встречи с председателем Верховного суда Казахстана Жакипом Асановым. Кроме того, я являюсь членом Международного совета при Верховном Суде Республики Казахстан, который занимается вопросами модернизации судебных систем с применением лучших международных практик. Лорд Вулф приглашал Жакипа Асанова в Лондон на официальное открытие юридического года в Англии и Уэльсе.
Мы успешно сотрудничаем в целях укрепления доверия между председателем нашего суда, судьями и Верховным судом Казахстана, его председателем. Судьи суда МФЦА часто выступают с лекциями по английскому общему праву в Верховном суде Казахстана.
Я считаю, нам удалось создать атмосферу доверия и взаимопонимания. И мы, как и наши партнеры, ценим поддержку этих усилий, прикладываемых, прежде всего, председателем суда МФЦА и председателем Верховного суда республики, на благо которой, равно как и центральноазиатского региона в целом, мы работаем. Мы ни в коей мере не конкурируем. Но, с моей точки зрения, это проблема для некоторых юрисдикций, где суды конкурируют друг с другом вместо того, чтобы гармонично сосуществовать.
Мы же заявили, опираясь на свой опыт, что при МФЦА необходимо создать суд и арбитражный центр, которые бы взаимодействовали друг с другом и нашими партнерами, но в то же время оставались независимыми. Именно это и было сделано, и мы все делаем вклад в общий проект по привлечению международных инвестиций в Казахстан, регион Центральной Азии. Нам необходимо работать вместе в повседневном режиме на основе сотрудничества и дружбы и уважать принцип независимости.
— С судом Евразийского экономического союза вы как-то взаимодействуете? Играет ли он какую-то роль в деятельности институтов МФЦА?
— Нет, не играет. Мы начали работать лишь 1 января 2018 года и, как я уже отмечал, являемся абсолютно независимыми — мы неподотчетны никаким инстанциям ни в Казахстане, ни за пределами республики. Тем не менее, всячески приветствуем сотрудничество с судами во всем мире, в том числе в Лондоне, Нью-Йорке, Сингапуре, а также разделяющими наши принципы арбитражными центрами. Мы готовы к сотрудничеству, к такому, чтобы это никоим образом не повлияло на независимость нашего суда и нашего арбитражного центра.
— Суд МФЦА и арбитражный центр запускались с нуля, и стартовые позиции у обоих институтов выглядят блестяще. Однако для того, чтобы в их потенциал поверил большой бизнес, потребуется время. Сколько Вы закладываете лет?
— Во-первых, благодарю за поддержку и положительную оценку проделанной в МФЦА работы. Три года назад, когда проект был запущен, кроме лорда Вулфа, меня и администрации финансового центра был разве что чистый лист бумаги. Мы создали с него абсолютно все, вплоть до фасона судейских мантий и логотипов. Разработали законодательные нормы, положения, правила, обеспечили назначение судей в соответствии с необходимыми процедурами. И запустились за 10 месяцев. Теперь можем гордиться тем, чего достигли, — результатами работы, которую никто до нас за столь короткий срок не делал.
Во-вторых, безусловно, нашему суду и арбитражному центру требуется время для того, чтобы нам начали доверять вести споры. Но мы сами немало удивлены достигнутыми результатами и глубиной рынка как непосредственно в Казахстане, так и в центральноазиатском регионе. Первое дело у нас рассмотрели в суде МФЦА, который начал функционировать чуть больше года назад, после чего решение было успешно и быстро признано и исполнено в Казахстане. В МАЦ уже состоялись две процедуры медиации.
Мы отдаем себе отчет в том, что сейчас сдаем своего рода экзамен. Время потребуется не только для становления нашего суда и арбитражного центра, но также для развития МФЦА. Тем не менее уже сейчас суд МФЦА и МАЦ готовы и могут обеспечить правосудие оперативно при минимальных затратах для сторон.
Беседовал Владимир Ядута.