Конституционный суд (КС) РФ 28 мая признал норму закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" нарушающей один из главных принципов всего российского земельного законодательства. Положение закона признано антиконституционным, так как не гарантировало единства правовой истории земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.
Николай Мельников, судья Конституционного суда РФ:
Суть данного дела заключается в том, что в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме имеют на праве общей долевой собственности земельный участок, который находится под таким домом. Федеральный закон "О введении в действие ЖК РФ" установил два правила перехода таких земельных участков собственникам помещений. Первый, когда земельный участок сформирован, он переходит в силу закона. Когда же не сформирован, граждане должны проходить очень сложную процедуру, с принятием решения общего собрания жителей дома. При любом конфликте интересов, например, между собственниками жилых и нежилых помещений, появление решения такого общего собрания фактически невозможно. Правоприменительная практика по этому вопросу, в свою очередь, была совершенно противоречива.
Мы приняли это дело к производству, однако этот вопрос был рассмотрен в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года. В итоге точки зрения всех российских высших судов на данную проблему совпали: переход права собственности должен осуществляться в силу закона и не требует каких-либо дополнительных решений органов публичной власти. Это касается земельных участков, сформированных как до 1 марта 2005 года – даты введения в действие Жилищного кодекса – так и после 1 марта 2005 года.
Мы, в свою очередь, признали норму части 3 статьи 16 этого Закона неконституционной, и высказали позицию, что сегодня достаточно обращения гражданина по данному вопросу в орган публичной власти для того, чтобы запустить механизм формирования земельного участка. Хотя, мы и адресовали этот вопрос законодателю, данные земельные участки отныне могут формироваться органами публичной власти по заявлению заинтересованного собственника без решения общего собрания.