Глеб Кузнецов, Сергей Феклюнин, РАПСИ

Глава Сбербанка РФ Герман Греф в понедельник сообщил в суде, что в бытность министром экономического развития и торговли ничего не слышал о хищении нефти главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским, адвокаты подсудимого считают, что свидетель выступил в их пользу, следующим в суд готовится прийти нынешний министр промышленности и торговли Виктор Христенко.

Греф был допрошен в Хамовническом суде Москвы в качестве свидетеля по "второму делу ЮКОСа". В его рамках Ходорковского, возглавлявшего в 1997-2004 годах одну из крупнейших в России нефтяных компаний, обвиняют в хищении 350 миллионов тонн нефти. Вторым обвиняемым по делу является бывший руководитель МФО "Менатеп" Платон Лебедев. Греф возглавлял Минэкономразвития с 2000-го по 2007 год.

Дело ЮКОСа - одно из самых громких в России за последние годы. Российские власти обвинили руководство компании в целом ряде экономических преступлений. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной "Роснефти". Многие на Западе до сих пор считают "дело ЮКОСа" политически мотивированным, однако российские власти это категорически опровергают.

Греф в суде

Греф заявил, что, будучи министром, ничего не знал о хищении руководством ЮКОСа 350 миллионов тонн нефти.

"Проверка в мои обязанности не входила, но если бы это было обнаружено, то мне бы доложили", - сказал в суде Греф, вызванный по ходатайству защиты экс-главы ЮКОСа.

Отвечая на вопрос Ходорковского, Греф подтвердил, что ему было известно о трехкратной разнице между ценами производителей нефти и ценами на эту нефть в европейских портах. Основной причиной этой разницы, по его словам, являлось экспортное налогообложение.

"Здесь был ряд факторов, в том числе, в первую очередь, экспортное налогообложение. Кроме того, речь шла и о тарифах "Транснефти". Таким образом, экспортные пошлины и транспорт - это две основные составляющие", - сказал Греф.

По словам экс-министра экономического развития и торговли, если бы цена производителя была выше, то "компания была бы банкротом".

Комментируя по просьбе Ходорковского ситуацию с Восточной нефтяной компанией (ВНК), он сообщил, что правительство в 1999 году собиралось продавать 30-процентный пакет акций ВНК, однако обнаружило, что "добывающие активы отсутствуют".

"Я позвонил Михаилу Борисовичу и договорился о встрече. Я сказал, что активы надо вернуть. Михаил Борисович аргументировал тем, что активы выведены в связи с иском третьего лица", - рассказал в суде Греф.

По его словам, он договорился с Ходорковским, что будет подписано соглашение, в соответствии с которым добывающие активы должны вернуться обратно, однако соглашение подписано не было.

"Я отправил соответствующее письмо премьер-министру Степашину, а также обратился в правоохранительные структуры", - сказал глава Сбербанка.

Он сообщил, что в дальнейшем не следил внимательно за развитием этой истории, поскольку перешел на работу в Минэкономразвития и торговли. "Насколько я знаю, впоследствии активы были возвращены и компания была продана", - сказал Греф.

Греф давал показания в суде примерно два с половиной часа.

"Греф подтвердил важные вещи"

Адвокаты Ходорковского и Лебедева по окончании судебного заседания положительно оценили показания Грефа.

"Выступая сдержанно и осторожно, Греф подтвердил важные для защиты вещи", - сказал РАПСИ Константин Ривкин, представляющий интересы Лебедева.

Адвокат уточнил, что, в первую очередь, имеет в виду показания Грефа о том, что ему не было известно о хищении Ходорковским 350 миллионов тонн нефти. Также адвокат положительно оценил слова Грефа о действительно существующей разнице между ценами на нефть в Роттердаме и Томске.

Сам Греф на выходе из здания суда не ответил на вопрос, пойдут ли его показания на пользу или во вред Ходорковскому. "Я давал показания суду, а не в чью-то пользу", - сказал глава Сбербанка.

Вопрос одного из журналистов, была ли в действительности украдена нефть, Греф назвал "абстрактным". Он также не стал давать оценку тем аргументам, которые на процессе представила защита Ходорковского. "Я не могу давать оценку процессу - я даже не знаю суть обвинения", - сказал Греф.

Греф не первый

Греф стал не первым из действующих и бывших высокопоставленных чиновников, допрошенных судом по "второму делу ЮКОСа".

Ранее в качестве свидетелей со стороны защиты в процессе выступили бывший глава Центробанка Виктор Геращенко и экс-премьер Михаил Касьянов.

Геращенко, который с 2004 по 2007 год являлся председателем совета директоров ЮКОСа,, выступая в суде 1 июня, назвал выдвинутые против Ходорковского и Лебедева обвинения в хищении 350 миллионов тонн нефти "чушью собачьей". По словам Геращенко, компания "Эксон Мобил" предлагала выкупить пакет акций ЮКОСа за 40 миллиардов долларов, что было бы невозможно, если бы в ЮКОСе были совершены такие крупные хищения. Геращенко расценил банкротство ЮКОСа, как "чистую инсценировку", по его мнению, компания работала законно, а на нее просто начали оказывать давление.

Касьянов, выступивший в процессе 25 мая, назвал абсурдными обвинения в хищении 350 миллионов тонн нефти. По его словам, "такого быть не могло". Экс-премьер отметил, что деятельность "ЮКОСа" контролировалась правительством и ничем не отличалась от восьми других крупнейших нефтяных компаний: правительство и другие органы власти осуществляли постоянный контроль в сфере экспортных цен и объема поставок нефти и налогообложения.

Следующий - Христенко

Действующий глава Минпромторга РФ Христенко намерен явиться в суд для дачи показаний на процессе по делу Ходорковского и Лебедева, об этом он заявил журналистам 19 июня в кулуарах Петербургского международного экономического форума.

Христенко сказал, что он не собирается уклоняться от своих обязанностей гражданина и должен будет "последовать за той повесткой", которая ему пришла.

Хамовнический суд Москвы решил вызвать Христенко в качестве свидетеля 19 мая, его назначено на 22 июня.

В то же время суд ранее отказался вызвать для допроса премьер-министра Владимира Путина и министра финансов Алексея Кудрина.

Ефремов пришел не на Грефа

Заслуженный артист России Михаил Ефремов, посетивший в понедельник заседание Хамовнического суда, заявил журналистам, что пришел именно в этот день, потому что у него выдался выходной, а вовсе не по причине выступления председателя совета директоров и президента Сбербанка РФ.

"Грефа я видел и раньше", - сказал Ефремов. Актер пояснил, что его интересует судебный процесс в принципе, как место, где ярко проявляются характеры людей, их образ мыслей и сила воли.

По словам Ефремова, он размышляет над созданием спектакля на судебную тематику.  При этом атмосфера судебного заседания на актера произвела неприятное впечатление. "Это что-то сугубо юридическое", - охарактеризовал увиденное Ефремов.