Не так давно Девятый арбитражный апелляционный суд вынес постановление, которое эксперты в области интеллектуальной собственности уже назвали прецедентным. Суд удовлетворил в полном объеме требования истца – ООО "Интер электрик" - взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав данной организации на товарный знак и фирменное наименование при администрировании домена interelektrik.ru. Доменное имя было зарегистрировано два года назад гражданином Сергеем Бурешкиным, формально не имевшим на момент возникновения спора к компании "Интер электрик" никакого отношения.
В итоге ответчику запрещено использовать доменное имя, так как это нарушает права ООО "Интер электрик". Решение суда фактически означает, что обладатель товарного знака имеет больше прав, чем владелец сходного с ним доменного имени.
Денис Хабаров, партнер юридической компании Baker & McKenzie
Доменные имена не приравниваются к объектам интеллектуальной собственности в соответствии с действующим в России законодательством и, поэтому, не понятно, почему доменное имя, хотя бы и возникшее ранее товарного знака, должно ограничивать правовую охрану товарного знака, зарегистрированного в установленном порядке.
Стоит отметить, что доменные имена были включены в перечень охраняемых средств индивидуализации в самых первых редакциях проекта четвертой части Гражданского кодекса. Однако после детального изучения данной проблематики было решено отдельную главу, посвященную доменным именам, из проекта четвертой части исключить, а сами доменные имена к объектам интеллектуальной собственности не приравнивать.
Насколько мне известно, нет ни одной страны, где доменные имена приравнивались бы и охранялись как объекты интеллектуальной собственности. Было бы странно «уравнять» в правах, например, товарный знак, который регистрируется Роспатентом не менее года, проходит длительную правовую экспертизу по целому ряду критериев, и доменное имя, регистрируемое нажатием пары кнопок на клавиатуре.
Действительно, возможна проблема так называемого "обратного захвата" доменных имен, когда товарный знак или фирменное наименование регистрируется исключительно ради недобросовестного приобретение права на тот или иной известный домен. Однако, во-первых, законодательство РФ предоставляет иные правовые механизмы для борьбы с такими недобросовестными действиями.
Во-вторых, само по себе доменное имя ничем не отличается от вывески на магазине или названия того или иного товара. Именно для их защиты от использования третьими лицами и существуют, например, товарные знаки. Если какой-то бренд или название становятся популярными у потребителей, приобретение правовой охраны с целью предотвращения его использования или регистрации другими лицами - следующий логичный шаг. Не понятно, почему ситуация должна складываться как-то по-другому в отношении доменных имен.
Александр Глушенков, адвокат по интеллектуальной собственности
Сама по себе ситуация с так называемым "обратным захватом доменов", казалось бы, уже нашла свой алгоритм решения. Есть сложившаяся судебная практика, хоть и небольшая, но уже позволяющая судить о том, что использование обозначения, возникшего ранее регистрации товарного знака, не является нарушением прав на данный товарный знак. Это соответствует Парижской Конвенции по охране промышленной собственности и сложившейся практике, в том числе по ряду решений, прошедших через Высший Арбитражный суд РФ.
Однако дело по домену INTERELEKTRIK.RU идет вразрез в этой практикой, и ставит под сомнение те положительные наработки, которые были сделаны в данной сфере.
Причем эта ситуация касается не только доменов. Конфликты возможны не только с администраторами доменных имен, но и с юридическим лицами, учредителями средств массовой информации, владельцами речных и морских судов. Везде могут сойтись интересы разных обладателей одного и того же наименования. И при этом ставить во главу угла товарный знак, утверждая, что он имеет приоритет над всеми остальными обозначениями, на мой взгляд, совершенно неправильно.
В противном случае никто не застрахован от того, что под имя любого известного, давно существующего и, самое главное, коммерчески привлекательного проекта, можно зарегистрировать товарный знак и потом совершенно спокойно "отобрать" результаты чужого труда, ссылаясь лишь на "верховенство" товарного знака. Конечно, лучшая рекомендация при создании любого проекта - сразу регистрировать соответствующий товарный знак. Но далеко не каждый может себе это позволить, если, конечно, не идет речь о крупном бизнесе.
Можно привести массу примеров создания небольших компаний, журналов и газет, которые могут стремительно набирать популярность, и в этот момент любой посторонний просто придет со свидетельством на товарный знак.
Все же справедливым и законным способом будет тот, когда преимущество будет иметь владелец того обозначения, который зарегистрировал это первым. Причем неважно, что это за обозначение – товарный знак, фирменное наименование, название журнала, имя яхты или катера, либо домен.
Подготовил Владимир Новиков