Ирина Тумилович, Артем Солодков, РАПСИ

 

Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский в ходе прений сторон призвал судью Виктора Данилкина оправдать его и экс-главу МФО "Менатеп" Платона Лебедева по делу о хищении более 200 миллионов тонн нефти и легализации преступно нажитых денежных средств. Он в очередной раз назвал несостоятельной и "абсурдной" позицию государственных обвинителей и заявил, что на ее основе невозможно вынести обвинительный приговор.

Ходорковский заявил, что за все 19 месяцев, которые длится судебный процесс, прокуратура не смогла не только доказать его виновность, но и убедить суд, что преступные деяния вообще имели место. Бывший глава ЮКОСа даже обратился с благодарственными словами к обвинителям, заявив, что "именно благодаря им в нашей невиновности убедились абсолютно все".

Ходорковский поблагодарил обвинение

Трехчасовая речь Ходорковского сопровождалась показом слайдов с выдержками из обвинительного заключения, постановления Верховного суда РФ, Гражданского кодекса, а также графиками добычи нефти и ее ценообразования. В ходе выступления он неоднократно подчеркивал, что все утверждения прокуратуры о совершении им преступлений непонятны и нелогичны. Ходорковский неоднократно допускал язвительные замечания в сторону прокуроров, которые неизменно воспринимались смехом публики, также он зачастую ссылался на различные анекдоты, чтобы показать абсурдность обвинения.

"Я утверждал в суде, что все мои действия правомерны, а обвинение так и не доказало их неправомерность", - заявил Ходорковский. По его мнению, прокуратуре удалось доказать в суде лишь то, что ЮКОС вел обычную хозяйственную деятельность. "Я согласен с этими фактами, и если это признание, то признание в обычной хозяйственной деятельности, которую в виде обвинительного заключения можно представить только по заказу", - заявил подсудимый. Он назвал все приведенные прокурором в ходе прений факты "скорее развлечением, чем доказательством".

Ходорковский призвал судью Виктора Данилкина не идти на поводу у прокуратуры, которая просила не принимать во внимание показания свидетелей защиты, так как "они не были очевидцами хищения и легализации". "Я уверен, что вы квалифицированы, и поймете, что все утверждения прокуратуры - это полная ерунда, а полную ерунду вы в приговор переписывать не станете", - сказал он, обращаясь к судье.

Подчеркивая в очередной раз несостоятельность обвинения, Ходорковский заявил судье, что если он вынесет обвинительный приговор, то в следующий раз прокуроры "просто плюнут на листок бумаги, поставят печать "утверждено Генпрокуратурой" и придут к вам сюда просить 14 лет". Завершилось выступление экс-главы ЮКОСа бурными аплодисментами публики.

После Ходорковского в прениях начали выступать защитники, которые также настаивают на фальсификации уголовного дела, в котором, по их словам, не содержится ни одного доказательства "криминальной версии деятельности Ходорковского и Лебедева".  По прогнозу самих защитников, их выступление в прениях займет не более трех дней, после чего стороны выступят с репликами. Следом с "последним словом" выступят подсудимые, затем судья назначит дату оглашения приговора и удалится на его написание.

На год меньше худших ожиданий

Прокуратура запросила для Ходорковского и Лебедева всего на год меньше их худших ожиданий: адвокаты подсчитали, что экс-главе ЮКОСа и бывшему руководителю МФО "Менатеп" грозит по 15 лет заключения в случае признания виновными по всем эпизодам.

На требуемом сроке наказания особенно не отразились ни просьба самой же прокуратуры прекратить по истечении срока давности уголовное преследование по одному из ключевых эпизодов - хищение акций ВНК, ни квалификация деяний Уголовным кодексом РФ в редакции 2010 года, то есть с учетом президентских поправок, снизивших наказание по ряду экономических преступлений.

Ни сыграло свою роль и снижение претензий прокуратуры на треть: она попросила  признать Ходорковского и Лебедева виновными в хищении более 218, а не свыше 350 миллионов тонн нефти.

Тот факт, что в ходе следствия и суда не были установлены отягчающие обстоятельства, а в качестве смягчающих следует учесть положительные характеристики подсудимых, наличие у них на иждивении несовершеннолетних детей, а также состояние здоровья Лебедева, у которого диагностирован ряд хронических заболеваний, также не снизили "аппетита" прокуратуры.

Прокурор Валерий Лахтин в прениях пояснил, что в запрашиваемом сроке  уже учитывается еще не отбытое наказание по первому уголовному делу, то есть 14 лет лишения свободы - это окончательный срок, которое гособвинение считает справедливым для Ходорковского и Лебедева.

По первому делу прокуратура просила приговорить экс-главу ЮКОСа и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева к 10 годам колонии, районный суд назначил девять лет, а Мосгорсуд снизил до восьми.
Подрыв основы безопасности государства

Прокурор просит признать подсудимых виновными в хищении нефти у "дочек" и легализации денежных средств, полученных преступным путем (статьи 160 и 174.1 УК РФ) в размере более 487 миллиардов рублей и свыше 7,5 миллиарда долларов.

Гособвинитель Валерий Лахтин подчеркнул, что Ходорковский и Лебедев совершали тяжкие преступления, которые были четко спланированы и совершались умышленно в течение длительного времени в составе организованной группы, большинство членов которой находятся в международном розыске.

По его словам, во многих странах, в том числе в США, за преступления, совершенные в сфере экономики, предусмотрены наказания от 20 лет заключения и выше, поскольку "такие преступления подрывают основу безопасности государства - ее экономику".

Прокурор считает, Ходорковский и Лебедев своими преступными деяниями дискредитировали российское бизнес-сообщество.

Он также заявил, что для подсудимых характерно полное пренебрежение к российскому правосудию, ощущение безнаказанности и того, что за деньги можно решить любые проблемы.

Обманный путь Ходорковского

Прокуратура скептически относится к утверждениям Ходорковского и Лебедева о невиновности и не доверяет им, более того, по мнению ведомства, экс-глава ЮКОСа и бывший руководитель "Менатепа" как в ходе предпринимательской деятельности, так и в суде шли "путем обмана".

В частности, гособвинители напомнили, что в ходе процесса основным аргументом подсудимых и их защиты были заключения аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC), согласно которым финансовая отчетность ЮКОСа была прозрачной и достоверной, следовательно, никаких хищений не было.

Однако, по утверждению прокуратуры, положительные результаты проверок Ходорковский и Лебедев получали путем обмана - скрывая ряд фактов, которые могли повлечь отмену всех проверок, начиная с 1996 года, либо подавая информацию в искаженном виде.

При этом ЮКОС специально выбрал в качестве аудитора компанию с мировой известностью, чтобы создать себе имидж честной, открытой и добросовестной компании, заявили гособвинители. С этой же целью, по их мнению, компания создала официальный сайт, однако на интернет-ресурсе публиковались только новости об объемах добычи нефти, которые не давали полной и реальной картины деятельности ЮКОСа.

Прокуратура считает, что экс-глава ЮКОСа лгал всем: акционерам, в результате чего те несли убытки, аудиторам, которые составляли неверные заключения, и обществу в целом, которое не знало, что на самом деле происходит на внутренней кухне нефтяной компании.
Как следует из выступления прокуроров, Ходорковский практически каждый свой шаг в сфере предпринимательской деятельности делал "с целью создания видимости законности", а на самом деле он был "преступным".

По словам гособвинителя Гульчехры Ибрагимовой, Ходорковский даже скрывал свою должность. Все считали, что он руководил ЮКОСом, однако он был собственником компании и официально не входил в ее руководящие структуры.

Прокуратура обратила внимание, что Ходорковский незаконно присвоил себе руководящие полномочия и полностью контролировал все сферы деятельности ЮКОСа, что, в частности, подтверждается показаниями самого подсудимого, который в суде подтвердил, что политика компании велась по его указаниям.

Прокуратура также не нашла убедительными показания большинства свидетелей со стороны защиты и просила суд при вынесении приговора не принимать их в расчет.

"Позорное безобразие"

Адвокаты Ходорковского и Лебедева возмутились требованию прокуратуры назначить их подзащитным по 14 лет колонии, поскольку, по их мнению, гособвинению не удалось доказать, что экс-глава ЮКОСа и бывший руководитель "Менатепа" совершали преступления.

"Я оцениваю резко негативно, когда невиновным людям просят по 14 лет колонии. Из всего выступления прокуратуры защита сделала два вывода: что никакого хищения не было и что уголовное дело лежит не в правовой сфере", - сказал адвокат Константин Ривкин.

Он также назвал "позорным безобразием" просьбу прокуратуры прекратить уголовное преследование Ходорковского и Лебедева по эпизоду, связанному с хищением 38-процентного пакета акций ВНК стоимостью более 3 миллиардов рублей.
Адвокат пояснил, что сроки давности по этому эпизоду истекли еще в 2008 году, и защита неоднократно поднимала вопрос о прекращении дела, однако тогда ее обвиняли в затягивании процесса.

В свою очередь, отец экс-главы ЮКОСА Борис Ходорковский не стал давать никаких оценок сроку наказания, к которому просят приговорить его сына. "Мне уже 78 год, и когда мне называют эти цифры, я знаю, что я не дотерплю", - сказал Ходорковский-старший.