МОСКВА, 17 ноя - РАПСИ, Мария Гусарова. Коллегия присяжных заседателей Мосгорсуда в среду за 2,5 часа совещания вынесла единодушный вердикт - никто из девяти фигурантов громкого дела о якобы имевшем место похищении бывшего экспедитора "Евросети" ни в чем не виноват. Это решение присяжных заседателей стало неожиданным для всех, в том числе журналистов. Адвокаты также не скрывали, что не рассчитывали на такой вердикт, а представители гособвинения покинули зал заседаний, воздержавшись от каких-либо комментариев.

Всех подсудимых освободили из-под стражи прямо в суде.

Теперь предстоит следующий раунд - в Верховном суде, куда гособвинение, как уверяют адвокаты, обязательно подаст жалобу.

Как их обвиняли

Следователи были уверены, что ответственные за безопасность сотрудники компании, в 2003 году обнаружившие грандиозную нехватку товара на одном из складов, поймали одного из водителей-экспедиторов "Евросети" Андрея Власкина на регулярных изъятиях небольших партий мобильных телефонов со складов сверх того, что тот должен был перевозить. "Безопасники" насчитали порядка 20 миллионов рублей убытка и даже пытались привлечь Власкина к уголовной ответственности, однако дело в отношении него закрыли в прошлом году.

Вычислив предприимчивого сотрудника, как полагали обвинители, сотрудники компании, практикующие в том числе и силовые методы для "выбивания" долга из провинившихся, с одобрения экс-совладельца компании Евгения Чичваркина, похитили Власкина, почти месяц удерживали его на разных квартирах, требуя от него, его родственников и его коллеги Дмитрия Смургина возвращения вынесенного из компании, желательно - в денежном эквиваленте, и принуждая продавать квартиры, катера и машины.

Милиция в 2008 году в течение нескольких месяцев задерживала работников компании и сотрудничавших с ней работников частных охранных предприятий, которых считали причастными к преступлению пятилетней давности. Чичваркин в этот период уехал в Великобританию, где и остается до сих пор.

По санкции суда вплоть до оправдания бывший вице-президент компании Борис Левин, его заместитель, ставший таковым уже после событий, изложенных в обвинительном заключении, Андрей Ермилов, а также их подчиненные Сергей Каторгин, Виталий Цверкунов и ЧОПовец Владимир Ильин находились под стражей.

Остальные их четыре соседа по скамье подсудимых - Алексей Олесик, Роман Чичков, Юрий Рогов и Александр Курта - находились под подпиской о невыезде.

Как они заседали

Удовлетворив просьбу о рассмотрении дела судом присяжных, Мосгорсуд начал заседания по существу дела в конце августа 2010 года.

Судебный процесс под председательством судьи Андрея Короткова на стадию прений по делу, обобщающих перед присяжными все предыдущие выступления, вышел в начале ноября. Три дня прокуроры и защитники резюмировали предыдущие два месяца. По окончании этого каждый из девяти обвиняемых выступил с последним словом, они почти в унисон друг с другом утверждали, что все делали строго в рамках должностных обязанностей, не желали себе никаких выгод, никоим образом не обижали людей, которых ловили на причинении ущерба компании. Удерживавшие Власкина в период Нового года Олесик и Ильин рассказывали, как они со своим "заключенным" совместно отмечали праздники, не препятствуя его встречам с мамой и знакомя со своими друзьями.

Правда Власкин, как выяснилось позже, от своих "мучителей" сбежал, переодевшись в женскую одежду. После этого сотрудникам служба безопасности пришлось связаться со Смургиным и обратиться за помощью в поиске беглеца. В результате, кроме похищения, удержания и вымогательства имущества у Власкина и его родственников, обвиняемым вменялись еще и похожие действия с его коллегой. В обвинении значился и заведомо ложный донос, когда фигуранты дела якобы вынудили Смургина оговорить Власкина, подав в милицию документ, который лег в основу уголовного дела в отношении последнего.

Как их оправдали

Присяжные в среду вынесли не только достаточно быстрый, четкий - председательствующий счел его ясным и однозначным, - но и удививший всех присутствовавших вердикт - никто из обвиняемых не виновен ни в одном эпизоде якобы имевшей место преступной деятельности.

По окончании оглашения решения коллегии, уже после выхода из конвойного помещения, сам Левин говорил журналистам, что обвиняемые "полагали, что будет оправдание, но ожидали дебатов по этому поводу".

На все 97 вопросов, ранее поставленных судьей Коротковым перед "судьями факта", все ответы были достаточно однообразны - "нет, не доказано". Так присяжные отвечали на все вопросы, начинающиеся с "доказано ли, что..." и далее следовали очевидные, с точки зрения прокуратуры и следствия, случаи преступления закона подсудимыми.

При оглашении один из основных присяжных почувствовал себя нехорошо и половину оглашаемого вердикта выслушивал сидя. Даже старосте коллегии не хватило сил до конца повторить все вопросы и огласить ответы на них - в зале, помимо 12 основных и 4 запасных присяжных, присутствовали председательствующий, секретарь, два гособвинителя, адвокат семерых потерпевших, защитники фигурантов, они сами, их сторонники и пресса. Из-за этого в помещении постоянно было душно.

Какие планы

Все, за исключением стороны обвинения, к кому журналисты обращались с просьбой прокомментировать произошедшее, наперебой поздравляли оправданных. Однако никто не питает иллюзий, что после того, как суд на основе вердикта вынесет оправдательный приговор обвинявшимся, это решение вступит в силу само по себе, за истечением срока обжалования.

Все ожидают протеста прокуратуры и готовятся к последующим процессам.

Если Верховный суд РФ, куда поступит обжалование прокуратуры, признает оправдание законным, это может повлечь за собой и отмену уголовного преследования Чичваркина. Так считает его адвокат Юрий Гервис, "поскольку получается, что не было самого события преступления" и иное могло быть возможно, если бы присяжные сочли, что похищение Власкина действительно было, но его совершили другие люди, не фигуранты данного дела.

Следующее заседание Лондонского суда, где будет решаться вопрос об экстрадиции Чичваркина, состоится в марте будущего года. Экс-совладелец компании, между тем, возвращаться на родину пока не собирается, несмотря на оправдание бывших подчиненных. Комментируя вердикт, вынесенный по их делу, Чичваркин поблагодарил "присяжных, судью и, наверное, те власти, которые могли бы вмешаться, но не вмешались в этот процесс".