Президент Дмитрий Медведев в интервью пяти российским телеканалам рассказал о высокопоставленных жертвах антикоррупционной кампании, результаты которой он все равно считает скромными. "Государственной" проблемой лидер страны назвал большое число заключенных и суровость судебных приговоров, но дал понять, что амнистия Михаила Ходорковского будет возможна не раньше, чем осужденный олигарх сам подаст прошение о помиловании.
В интервью Медведев, который в мае, как ожидается, сменит избранного президента Владимира Путина на посту премьер-министра, предложил не судить о преобразованиях в МВД по итогам первого полугода и действиям "отдельных мерзавцев", которые проскользнули сквозь сито реформы - одного из знаковых событий его четырехлетнего пребывания в Кремле. Нашумевшее ЧП в Казани он не считает достаточным основанием для отставки профильного министра.
Заявления президента уже собрали фидбэк от упомянутых им лиц или их представителей. Адвокат экс-главы компании ЮКОС заявил, что Ходорковский о помиловании просить не будет и не считает возможным подавать ходатайство даже без признания вины, поскольку таким образом он "изменит сам себе". Блогер Алексей Навальный, заработавший известность антикоррупционными интернет-проектами, согласился с тем, что усилия властей в борьбе с взяточниками действительно впечатления не производят.
Победить коррупцию
Результаты борьбы с коррупцией пока невелики, но работа в этом направлении ведется и набирает обороты. Медведев рассказал, что подозрения во взяточничестве не раз становились причиной для отставки губернаторов, хотя это далеко не всегда афишировалось.
"Я вынужден был отправить в отставку 50% губернаторов. Часть из них ушла именно потому, что, допустим, не было достаточно доказательств совершения преступления. У нас презумпцию невиновности никто не отменял, она действует... С другой стороны, Следственный комитет мне докладывал, другие материалы были, мне приходилось принимать такое решение, вызывать соответствующего коллегу и говорить: "Вы сами уходите, иначе будет хуже", - сказал президент.
Он оговорился, что в отношении целого ряда экс-губернаторов уголовные дела все-таки возбуждены. В целом, по его данным, сейчас зарегистрированы и расследуются 17 тысяч преступлений коррупционной направленности, по которым проходят чиновники.
"Поэтому считать, что ничего не делается, было бы большим преувеличением", - сказал президент.
Медведев подчеркнул, что коррупция не является прерогативой одних чиновников - не менее опасны для общества ее проявления на бытовом уровне, в том числе в среде врачей и преподавателей.
Выступая ранее на этой неделе на расширенном заседании Госсовета, Медведев сообщил, что российские власти "полным ходом" разрабатывают дополнительные меры противодействия как "большой", так и бытовой коррупции, которые должны стать частью соответствующего национального плана. Речь, в частности, идет о внедрении системы контроля за расходами должностных лиц, дополнительных санкциях за коррупционные преступления, формировании специальных структур для их расследования и механизма публичного контроля и оценки деятельности чиновников.
Победа над коррупцией невозможна и без изменения менталитета россиян. "Коррупция - это еще и набор схем, стереотипов, и с коррупцией нужно бороться и на ментальном уровне. Совершение коррупционного преступления должно быть не только страшным, оно должно вызывать другие эмоции - это должно быть неприличным. Вот только в этом случае можно побороть коррупцию", - сказал Медведев.
Он согласился с невысокой оценкой результативности антикоррупционных усилий и объяснил это в том числе корпоративной замкнутостью чиновников и их нежеланием допускать вмешательство извне в свои дела.
"Если говорить о результатах, то здесь я с вами соглашусь, результаты пока скромные. Почему? Скажем откровенно: потому что чиновники - это корпорация. Они тоже не очень хотят, чтобы в их дела вмешивались", - заявил Медведев.
Выход он видит, в частности, в том, чтобы ставить государственный аппарат "в такие условия, когда у него не будет возможности повернуть ни вправо, ни влево, когда его поведение будет регламентироваться от и до соответствующими правилами - и законом о государственной службе, и должностными регламентами".
Подчеркнув, что у государства нет желания приватизировать борьбу с коррупцией, президент также сказал, что приветствовал бы широкое участие граждан в подобной деятельности.
"Ни у кого нет патента на борьбу с коррупцией. В этом заинтересованы все мы. Все мы в этом смысле гражданские активисты. Опираться на социальных активистов можно и нужно, только я бы ни в коем случае не рекомендовал ни из кого не делать икону", - ответил Медведев на вопрос, в котором был упомянут общественный деятель и популярный блогер Алексей Навальный.
Комментируя слова главы государства о "патенте", Навальный сказал, что "глядя на результаты его президентства, приходится признать, что такого патента нет и у Медведева".
"Видимо в России их вообще не выдают, либо выдают, но за большую взятку", - распространила его заявление пресс-служба "Фонда борьбы с коррупцией".
Когда выйдет Ходорковский
Отвечая на вопрос о судьбе самого известного из 800 тысяч российских заключенных, Медведев объяснил, что президент не может помиловать никого из осужденных, включая бывшего главу нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского, без прошения о помиловании.
"Без обращения о помиловании не может быть рассмотрения", - сказал он. Помилование без обращения, по словам Медведева, юриста по образованию, может нарушить право осужденного на то, чтобы добиваться полной реабилитации.
"Что произойдет? Президент помиловал, но пятно-то осталось. И в этом случае получится, что президент нарушил желание человека добиться полного оправдания, если он, конечно, об этом не написал, то есть он вклинился в процесс доказательства его полной невиновности. Поэтому это, на мой взгляд, ни юридически, ни фактически (не) состоятельная позиция", - сказал глава государства.
Адвокат Ходорковского Юрий Шмидт сообщил РАПСИ, что его подзащитный не будет просить президента о помиловании, даже если при этом не будет подниматься вопрос о признании вины. Ходорковский получил 13 лет колонии за хищение нефти и отмывание выручки.
Представители правозащитных объединений, включая лидера движения за права человека Льва Пономарева и главу Московской хельсинской группы Людмилу Алексееву, с президентом не согласились и сказали РИА Новости, что не видят технических препятствий для помилования Ходорковского без его прошения.
Вместе с тем общее количество заключенных в российских тюрьмах Медведев назвал государственной проблемой и обратил внимание на то, что суровость наказания не всегда соответствует тяжести преступления.
"Украл мобильный телефон - два года лишения свободы. Выловил в пруду... семь карпов - полтора года лишения свободы. Но какой в этом смысл?.. Человек, который совершил что-то среднее между административным проступком и уголовным преступлением, погружается на год - на два в места не столь отдаленные и выходит уже вполне закоренелым преступником с уголовной лексикой и уголовными мозгами", - сказал президент.
"Это действительно государственная проблема, и касается она не только Ходорковского, Лебедева или каких-то других людей. Она касается огромного количества людей, которые отбывают наказание", - отметил он.
Медведев напомнил, что когда он начинал работу на посту президента, в российских тюрьмах было около миллиона заключенных, сейчас их число сократилось на 20% - до 800 тысяч человек.
Реформа МВД
Глава государства впервые прокомментировал нашумевшее ЧП в Казани, сказав, что создать новое МВД за полгода невозможно, а судить о реформе министерства по преступлениям и нарушениям отдельных сотрудников нельзя.
Казанский отдел полиции "Дальний" получил скандальную известность после того, как достоянием гласности стала смерть задержанного, подвергшегося издевательствам со стороны полицейских.
"Чего скрывать? Такие проблемы были и раньше. О них не знали. Во-первых, общество относилось к этому спокойно. Во-вторых, не было таких средств коммуникаций", - сказал Медведев.
"А сейчас о любом проступке, не говоря о преступлении, через несколько часов знают все. Это хорошо. Бояться будут совершать, а те, кто совершил, будут сидеть", - подчеркнул он.
Россия, по его словам, находится в начале пути преобразования системы внутренних дел.
"Мы не такая фитюлька, не малюсенькое государство, которые мне иногда приводят в пример... Чтобы обеспечивать правопорядок на территории в условиях большой федеральной структуры, требуется большое количество людей. Их невозможно поменять никакими распоряжениями", - пояснил президент.
В рамках реформы МВД РФ был принят закон "О полиции", который вступил в силу 1 марта 2011 года. В соответствии с документом, сам институт сменил название с милиции на полицию, что, по замыслу разработчиков, должно подчеркнуть профессионализм преобразованных органов внутренних дел. Медведев напомнил, что в ходе реформы со службы были уволены 200 тысяч человек.
Он согласился с тем, что глава МВД РФ Рашид Нургалиев несет полную ответственность за состояние дел в министерстве, но сказал, что за каждое ЧП отправлять в отставку министра нельзя.
"Мы с вами знаем, в каких условиях работает страна, поэтому если за каждый проступок отправлять в отставку министра, то система упрется в коллапс", - сказал Медведев.
"Если вы меня спрашиваете, является ли отставка самым страшным наказанием, то я вам могу сказать так - для многих чиновников отставка страшнее, чем ответственность, поэтому я считаю, что и отставки тоже должны быть мерой реагирования государства на те или иные проблемы", - отметил при этом президент.