ВЕЛЬСК (Архангельская область), 8 авг - РАПСИ, Анна Шубина. Экс-глава МФО "Менатеп" Платон Лебедев, осужденный вместе с бывшим руководителем ЮКОСа Михаилом Ходорковским за хищение нефти и "отмывание" выручки, после решения суда на одну четверть снизить ему срок заключения может выйти на свободу уже весной. Хотя смягчение наказания в связи с либерализацией "экономических" статей УК РФ прямо предусмотрено законодательством, столь существенное сокращение срока удивило даже адвокатов.
Вельский суд Архангельской области в среду снизил тринадцатилетний срок заключения Лебедева на три года и четыре месяца. Теперь соратник Ходорковского, который уже провел за решеткой девять лет, может освободиться в начале марта 2013 года.
Еще утром адвокаты экс-главы МФО "Менатеп" заявляли, что непременно обжалуют решение суда, если он не снизит наказание до отбытого и не освободит их подзащитного из колонии. Однако, заслушав постановление, они отложили подачу кассационной жалобы до консультации с Лебедевым, который отказался принимать участие в заседании, оставшись в колонии ИК-14, расположенной в паре километров от города.
Пока не приняла решение о возможном обжаловании и прокуратура, которая поддержала идею сокращения срока, но посчитала, что из-за высокой общественной опасности содеянного, Лебедева стоит подержать в заключении до октября 2014 года.
По мнению опрошенных РАПСИ адвокатов, суд в данном случае не столько проявил гуманизм, сколько выполнил прямые требования законодательства.
Рассмотрение ходатайства
Само рассмотрение ходатайства защиты длилось во вторник чуть более часа, после чего председатель Вельского суда Виктор Иванов взял перерыв и огласил свое решение в среду утром. Заседание проходило в том же зале, где год назад рассматривалось ходатайство Лебедева об условно-досрочном освобождении. Это самое большое помещение в суде.
Адвокаты в суде ссылались на постановление суда в отношении бывшего менеджера ЮКОСа Владимира Переверзева, которому инкриминировались те же деяния, что и Лебедеву. При этом Переверзев отбыл в колонии семь лет и два месяца и был освобожден в связи со смягчением наказания, а Лебедев находится в заключении уже десятый год. Защита полагала, что суд должен поддержать единообразие судебной практики и принять решение об освобождении Лебедева.
"Мы просим вас, ваша честь, снизить наказание до уже отбытого нашим подзащитным. Сделать это предписывают Конституция и Уголовный кодекс РФ, постановления Конституционного суда и другие нормы права", - сказал адвокат Владимир Краснов, отметив высокие моральные и нравственные качества своего подзащитного. "Он должен находиться не на зоне, а в обществе свободных и умеющих сострадать людей", - сказал он.
Представитель прокуратуры Евгений Ермошко выступил за снижение наказания, но не до уже отбытого, как просила защита. Прокурор предложил переквалифицировать обвинение на новые редакции статей. При этом если по одним статьям он посчитал необходимым снизить назначенное наказание, то по другим решил правильным оставить старые сроки, ведь "переквалификация в данном случае и так является достаточным смягчением".
"Учитывая характер и степень общественной опасности и иные обстоятельства, не считаю, что есть основания для снижения срока до уже отбытого", - сказал прокурор. Проведя сложные расчеты, оценив совокупность назначенных ранее наказаний, Ермошко назвал срок, до которого он считает снижение наказания справедливым и не опасным для общества - 11 лет и три месяца заключения.
Решение суда
Судья в результате удовлетворил ходатайство адвокатов частично. Если для немедленного освобождения из колонии необходимо было снизить наказание на три года и 11 месяцев, то он сократил срок на три года и четыре месяца.
Судья подробно перечислил все статьи двух приговоров, вынесенных в отношении Лебедева, внесенные в них поправки и переназначил новые сроки по ним с учетом новой редакции Уголовного кодекса. Судья подчеркнул, что Конституционный суд, обязав снижать сроки при появлении законов, улучшающих положение осужденных, одновременно оставляет судьям свободное усмотрение по вопросу назначения наказания.
"Назначить к отбытию по совокупности всех приговоров девять лет и восемь месяцев в колонии общего режима", - огласил решение судья.
Довольно сложные подсчеты судьи сначала вызвали неразбериху среди журналистов, однако затем адвокаты пояснили, что согласно постановлению суда, Лебедеву предстоит покинуть колонию 2 марта следующего года.
Практически сразу после оглашения решения адвокат позвонил супруге Лебедева и сообщил ей новость. "Мария Анатольевна была очень растрогана, она очень живо все восприняла", - сказал Краснов. Он отметил, что даже если все останется как есть, то ей осталось ждать своего мужа не четыре года, а меньше 7 месяцев. "Для нее сейчас это очень важно", - добавил защитник.
Закон, а не гуманизм
А вот адвокат Ледедева Константин Ривкин хоть и рад сокращению срока, но считает, своего подзащитного невиновным и предлагает правоохранительным органам должны извиниться и отпустить на свободу. "К любому решению, которое облегчает участь Ходорковского и Лебедева я отношусь безусловно положительно. Но с другой стороны правильно ли мы радуемся, когда по отношению к невиновным людям принимают такие решения", - сказал адвокат. Ривкин напомнил, что все защитники считают Ходорковского и Лебедева невиновными, а обвинения - надуманными, поэтому чем быстрее они окажутся на свободе, тем лучше.
Адвокат добавил, что испытывает по отношению к постановлению суда двойственные чувства, "как в известном анекдоте про то как теща летит в пропасть на твоей машине".
Он отметил, что суд значительно сократил срок наказания, хотя по стране практика по подобным снижениям отвратительная. "Сегодняшнее решение - это лучше, чем ничего, но хуже, чем должно быть в правовом государстве", - считает Ривкин.
Адвокат Ходорковского Юрий Шмидт назвал снижение срока наказания Лебедеву объективное следованием закону, которое следовало выполнить без вариантов. Вместе с тем он пока не знает, пойдет ли его подзащитный тем же путем. В любом случае, вопрос о снижении наказания может решить и президиум Мосгорсуда, которому предстоит рассмотреть надзорную жалобу адвокатов. "В жалобе мы просим отменить приговор и прекратить делопроизводство. Но одновременно там затрагивается и вопрос о приведении его в соответствие с нормами действующего законодательства. Таким образом, даже если Ходорковский не подаст самостоятельное ходатайство о снижении срок наказания, то этот вопрос решит президиум Мосгорсуда. Хотя остается и вариант, что он передаст этот вопрос на рассмотрение в карельский суд", - сказал адвокат.
Что касается процедуры рассмотрения ходатайства и принятия решения, он добавил, что даже в Конституции записано, что закон, улучшающий условия осужденного, имеет обратную силу, в отличие от закона, который может ужесточить наказание. Адвокат сослался на прецеденты освобождений или смягчения наказаний, в том числе и по делам бывших "юкосовцев".
"Субъективным здесь является только тот срок, на который суд может снизить наказание", - сказал Шмидт, напомнив, о чем просили адвокаты и прокурор. Он считает, что суд принял компромиссное решение.
Известный адвокат Юрий Костанов прокомментировал РАПСИ юридический аспект принятого судом решения. "Речь идет не о гуманизме конкретного судьи по отношению к отдельному человеку, речь о гуманистических поправках, внесенных в Уголовный кодекс", - сказал он. Адвокат пояснил, что те действия, за которые был осужден Лебедев, теперь должны быть переквалифицированы на новую редакцию законодательства, а она мягче. Суд по месту отбывания наказания должен подправить приговор и привести его в соответствие с новыми законодательными нормами.
Костанов напомнил, что еще два года назад Конституционный суд пояснил, что суд при этом должен пропорционально снизить наказание. "Например, если при максимальной санкции в десять лет человеку было назначено пять лет в колонии, а в новой редакции самое строгое наказание составляет восемь лет, то и по приговору срок должен быть снижен до четырех лет", - сказал адвокат.
Суд в данном случае, по его мнению, строго выполнил требования закона. "Мы привыкли, что по отношению к Ходорковскому и Лебедеву на закон не очень обращали внимание, однако здесь его соблюли. И слава Богу. Правильно сделали, что сократили", - заявил Костанов, пожелав, чтобы и по другим делам суд и правоохранительные органы также строго придерживались его требований.
Дальнейшие действия
Между тем возможности добиваться сокращения срока у Лебедева не исчерпаны. Во-первых, он может обжаловать решение Вельского суда в Архангельский областной суд, добиваясь немедленного освобождения.
Во-вторых, он имеет право повторно подать ходатайство об условно-досрочном освобождении. Ранее суд отказался освободить его из-за плохих характеристик и взысканий, полученных за нарушение распорядка в колонии. Теперь перспективы УДО также не очень радужны.
Как сообщил РАПСИ Краснов, в феврале этого года, за две недели до того, как его подзащитный мог бы снова подать ходатайство об освобождении, руководство колонии объявило ему очередной выговор.
Он пояснил, что взыскание связано с нарушением формы одежды. "С утра все заключенные делают зарядку в спортивной форме и кроссовках, а не в робе. После этого все они, в том числе мой подзащитный, ходят в туалет. Однако в этот раз на выходе его уже ждали с документами об оформлении выговора, ведь он пересек невидимую черту, за которой запрещено находиться в спортивной обуви", - сказал Краснов.
Между тем один из заключенных колонии сообщил РАПСИ, что Лебедев нормально чувствует себя в заключении и занимается спортом, делает упражнения с гантелями. При этом он охарактеризовал его как общительного человека.
По его словам, недавно экс-главу "Менатепа" навещали жена и дочь.
Колония, где сидит Лебедев, находится в сосновом бору, в окружении трех рядов колючей проволоки и автоматных вышек. Бывший "юкосовец" работает на лесопилке, относит доски. Заключенные делают из дерева садовую мебель, срубы домов, детские горки. В колонии недавно построили церковь и начало действовать училище. Часть колонии занимает колония-поселение, где заключенные могут ходить без конвоя. Однако Лебедева до сих пор держат в бараках под охраной.