Александр Глушенков, адвокат
В конце ноября прошлого года Центральный районный суд города Омска признал экстремистскими тексты, опубликованные в региональной газете "Радикальная политика". Согласно решению суда, в списке экстремистских материалов оказалось информационное сообщение с сайта президента РФ о награждении отдельной бригады спецназа орденом Жукова. Сообщение датировано августом 2011 года и до сих пор доступно по адресу http://kremlin.ru/news/12227.
Совершенно банальное в наше время решение обычного районного суда может, оказывается, иметь очень серьезные и даже непредсказуемые последствия.
Сейчас уже мало кого удивляют судебные решения о признании некоторых печатных материалов экстремистскими. Российская система автоматически заносит в чёрные списки почти все публикации, которые попадают в ее разработку. Достаточно простого заявления не в меру инициативного гражданина - и колёса машины правосудия закрутятся. Остановить их будет уже невозможно.
Вероятно так же было и с решением Центрального районного суда Омска, который осенью прошлого года признал экстремистскими тексты, опубликованные в газете "Радикальная политика". Все было как всегда, лишь с одним небольшим исключением – среди материалов газеты, которые всем скопом признали экстремистскими, оказалось и сообщение с сайта российского президента.
Поэтому сейчас мы оказались на распутье. Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – ну, вы сами знаете…
Таким образом, налицо дилемма не из легких. С одной стороны, решение суда нужно выполнять. С другой, это означает удалять материалы с официального сайта президента. А кроме президентского ресурса. К слову, данная информация была размещена и на сайте "Единой России".
Самое интересное, что все это понимают. Но никто ничего не делает. И, такое впечатление, даже не собирается.
Российский Минюст умывает руки: мы выполнили решение суда и требование закона, включили материалы в соответствующий список, а дальше уже не наше дело.
Роскомнадзор, в свою очередь, якобы не может справиться с сайтами, не зарегистрированными в качестве средств массовой информации. Замкнутый круг.
Но никто не задумался о том, насколько эффективна в принципе вся эта борьба с экстремистскими материалами. Получили судебное решение, внесли в список, все отчитались о проделанной работе. Практический результат - нулевой.
Почему? Здесь якобы отсутствует механизм исполнения данных судебных решений, а также нет конкретных заинтересованных лиц. Но, на самом деле, Верховный суд Российской Федерации уже сталкивался с подобной проблемой, когда Хабаровская прокуратура требовала от одного из дальневосточных интернет-провайдеров ограничения доступа к сайту, на котором были размещены материалы, признанные экстремистскими.
Напомню, Верховный суд установил следующее: "Интернет-провайдер обязан принять меры по ограничению доступа к интернет-сайту, содержащему запрещенные к распространению материалы, выявленные правоохранительными органами в ходе мониторинга сети Интернет в целях исполнения требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности".
Поэтому и в данном случае ничто не мешает прокуратуре обратиться с предписанием ко всем интернет-провайдерам ограничить доступ к сайтам, на которых размещены экстремистские материалы, на которые в своем решении указал суд из Омска. Так неужели российские правоохранительные органы откажутся выполнять свои прямые обязанности и исполнять решение суда?!
Может быть, хоть эта ситуация подтолкнет должностные лица к осознанию того факта, что суды должны адекватно рассматривать дела и выносить решения не огульно, а детально разбираясь в материалах дела. Ведь в противном случае подобные конфузы будут лишь повторяться и повторяться.