Регламент третейских споров обсудили в Петербурге под эгидой LF Академии. Новый Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» вступил в силу с 1 сентября 2016 года. Что требует он от бизнеса и какие возможности ему предоставляет, обсудили в минувшую пятницу в отеле «Англетер» в Санкт-Петербурге на деловом завтраке «Новое регулирование арбитража. Основные практические вопросы и международный опыт». Эта встреча стала продолжением Конференции, состоявшейся 20 октября в Москве. Ведущие юристы в сфере третейских разбирательств рассказали о новых арбитражных оговорках, об условиях споров из государственных контрактов, о гонконгском международном арбитражном центре, о финансировании арбитражных процессов третьими лицами и о приведении в исполнение решений иностранных арбитражей.
Ответственный администратор арбитражного центра при АНО «Институт современного арбитража» Андрей Горленко отметил, что новый регламент стал результатом масштабной трехлетней реформы института третейских судов, в ходе которой были внесены существенные изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» и многие другие нормативные правовые акты. И остановился на деталях нового регламента на примере работы арбитражного центра.
«Арбитражное соглашение может быть заключено и в отсутствии предварительного соглашения — путем обмена процессуальными документами. Любые сомнения в пользу действительности и исполнимости арбитражных соглашений. Арбитражное соглашение распространяется на любые сделки между сторонами арбитражного соглашения, направленные на исполнение, изменение или расторжение договора, а также на любые споры, связанные с заключением договора, его вступлением в силу, действительностью, в том числе с возвратом сторонами всего исполненного по договору, признанному недействительным или незаключенным», — рассказал Горленко. Также он уделил внимание правилам постоянно действующего арбитражного учреждения, отметив, что все нововведения послужили «усилению конкуренции наших площадок с зарубежными».
Партнер международной юридической фирмы «Dentons» Роман Зайцев рассказал об условиях арбитрабельности споров из государственных контрактов. «Например, любые споры, затрагивающие недвижимость — неарбитрабельны. По спорам из госконтрактов появилась ясность, детальность, но есть проблемы. Например, КС РФ в своих постановлениях в трактовании ФЗ 223 «О закупках товаров, работ и услуг...» говорит диаметрально противоположные вещи. В одном — с такими спорами нельзя идти в третейский суд. В другом — можно идти в третейский суд. То есть законодатель пока не закрыл дверь. Положения АПК и ГПК говорят, что такие споры не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда, но ФЗ от 29.12.2015 N 409-ФЗ говорит, что эти положения носят временный характер до вступления в силу соответствующего федерального закона», — пояснил Зайцев.
При этом он отметил арбитрабельность споров из концессионных соглашений, приведя в пример дело о непостроенном Орловском тоннеле в Петербурге, когда соглашение со Смольным было признано недействительным, а, соответственно, требование вернуть затраченные средства было признано законным. Но, по его словам, истец не смог привести это решение в исполнение.
Партнер адвокатского бюро КИАП Анна Грищенкова в своем выступлении о последних тенденциях в международном арбитраже практически устроила презентацию Гонконгского международного арбитражного центра (HKIAC) (что вполне логично, поскольку она является официальным представителем HKIAC в России — прим. ред.), сделав акцент на способах быстрого разрешения споров. Она рассказала о чрезвычайном арбитре, ускоренных процедурах и консолидированных спорах, упирая на то, что все это сокращает сроки рассмотрения, а также уменьшает расходы, но одновременно обеспечивает эффективность. Надо отметить, что ее выступление, в отличие от презентаций отечественных площадок, вызвало наибольший ажиотаж и шквал вопросов заинтересованных сторон.
Также участники делового завтрака заинтересовались докладом партнера Withers LLP Татьяны Меньшениной о финансировании арбитражных споров третьими лицами в международном арбитраже. «Кто нуждается в участии третьих лиц? Обычно это компании, у которых нет денег или у которых нет свободных активов. А также крупные корпорации, которые не хотят выводить на баланс судебные издержки. Но наши компании к этому вопросу относятся просто. Чаще всего приходят и спрашивают: «Можете купить у меня эту проблему?» На самом же деле не все так просто», — сказала Меньшенина. И на примере работы английских судов описала известные прецеденты, вроде дела Excalibur, когда суд, обычно не рассматривающий спонсора в качестве стороны в судебном производстве, приказал девяти спонсорам истца, разозлившего суд, нести судебные процессуальные расходы на более строгих условиях.
В конце делового завтрака выступил партнер международной юридической фирмы «King & Spalding» Илья Рачков. Он рассказал об аспектах приведения в исполнение иностранных арбитражных решений. Правда, как стало понятно из его выступления, он больше ставил вопросы, чем давал на них ответы. «Готово ли государство международным коммерческим арбитражам? Не относится ли оно с подозрением к решениям иностранных судов? Отмечая, что решения российских арбитражных судов, в которых вопрос о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения решался положительно, довольно формальные. То есть, в основном, иностранные арбитражные решения признаются в Российской Федерации, если их признание предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом, если нет возражений от заинтересованного лица, и не требующие принудительного исполнения, например, деклараторные», — отметил Рачков. Также он привел в пример последние тенденции такого рода исполнений, из которых ясно, что ситуация меняется в пользу иностранных арбитражей, но не так быстро, как хотелось бы.
Таким образом, разговор на деловом завтраке был начат и закончен. Тезисно. Как мы понимаем, арбитражные юристы между собой не перестают обсуждать эти вопросы, и как признались корреспонденту РАПСИ участники конференции, любой завтрак или любую планерку в их адвокатских бюро можно транслировать как научную юридическую конференцию.
Михаил Телехов