МОСКВА, 2 ноя — РАПСИ. Генеральная идея «Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи», подготовленной Минюстом РФ, об объединении под эгидой российской адвокатуры всех практикующих юристов требует поддержки.
Такое мнение высказали РАПСИ заслуженный юрист РФ, адвокат Алексей Клишин и почетный адвокат России Андрей Шугаев.
В ходе объединения юристов, оказывающих правовую помощь гражданам и юридическим лицам, в концепции предусмотрен определенный переходный период для получения статуса адвоката лицами, работающими в другом сегменте рынка юридических услуг. Авторы рекомендуют установить специальные правила получения этого статуса и предварительное тестирование (экзамены) для определения степени подготовленности соискателя на получения статуса адвоката.
По мнению авторов проекта, в России существует ряд серьезных проблем в сфере оказания этой помощи, требующих законодательного урегулирования.
В частности, говорится о недостаточно высоком уровне предоставления юрпомощи, оказываемой практикующими адвокатами, и о низком уровне юридических услуг, оказываемых в нерегулируемом сегменте рынка (в том числе осуществление судебного представительства).
Кроме того, в проекте подчеркивается, что существующее правовое регулирование адвокатской деятельности не создает оптимальных условий для пополнения адвокатского сообщества высокопрофессиональными юристами, практикующими в нерегулируемой части рынка.
Авторы концепции обратили внимание на ограниченность определенных законодательством об адвокатуре организационно-правовых форм адвокатских образований. Это выражается в невозможности заключения соглашения об оказании юрпомощи между адвокатским образованием и доверителем, распределения прибыли между партнерами и свободного распоряжения трудовыми ресурсами, оптимизации налоговой нагрузки адвокатской деятельности. Также говорится об отсутствии утвержденных профессиональных и этических стандартов предоставления юридических услуг, которые должны соблюдаться всеми участниками рынка.
По мнению экспертов, представлять интересы гражданина или юрлица в арбитражном суде или суде общей юрисдикции по гражданским делам после принятия соответствующих поправок в действующее законодательство (с определенными изъятиями, касающимися штатных юристов организаций, органов власти и управления) сможет только лицо, имеющее статус адвоката, не говоря уже о защите интересов гражданина в уголовном процессе. «Это, бесспорно, соответствует мировой практике оказания правовой помощи гражданам и юридическим лицам, и будет способствовать повышению качества оказываемой правовой помощи населению, понизит «градус» правового нигилизма, укоренившегося среди определенных слоев населения страны», - считают они.
Вряд ли можно полностью согласиться с предложением авторов проекта существенно расширить перечень форм адвокатских образований, предусмотрев создание таких юридических лиц-адвокатур, как ООО, непубличного АО, полного товарищества, производственного кооператива, отметили эксперты. Авторы установили для этих целей условия перехода существующих ООО, АО, полных товариществ и производственных кооперативов, осуществляющих деятельность по оказанию юридических услуг, в статус соответствующих адвокатских образований. При этом авторы проекта предлагают сохранить для существующих сегодня адвокатских образований действующий в настоящее время правовой режим.
Данная цель, как считают эксперты, чисто технически может быть достигнута принятием многочисленных поправок в действующее законодательство об адвокатуре, в гражданское законодательство, иные законодательные акты. «С другой стороны, после принятия соответствующих законодательных поправок наряду с традиционными существующими сегодня адвокатскими образованиями будут действовать чисто коммерческие адвокатские образования, которые в силу своего юридического статуса будут в первую очередь преследовать получение прибыли. Существует определенная опасность в том, что ради получения прибыли эти «коммерческие адвокатуры» могут в ряде случаев «пожертвовать» качеством предоставляемых юридических услуг населению», - сказали собеседники агентства.
Кроме того, упрощенный порядок получения ООО, АО, полных товариществ и производственных кооперативов статуса адвокатских образований, несомненно, вызовет определенное негативное отношение к этому процессу традиционных адвокатских сообществ. Это, по мнению экспертов, может повлечь серьезный конфликт интересов, тем более что статьи 22-24 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не содержат на сегодняшний день императивных запретов на коммерческую деятельность, которая может осуществляться адвокатскими образованиями.
Более того, сразу же могут возникнуть новые проблемы с налогообложением. «Сегодня адвокатские образования освобождены от налога на добавленную стоимость. А будет ли этот принцип соблюдаться и в отношении новоявленных, чисто коммерческих адвокатских образований? Если нет, то не приведет ли это к возложению подобного налогового бремени и на действующие сегодня адвокатские образования?», - говорится в комментарии адвокатов.
Эксперты обратили внимание на инициативу авторов, касающуюся возможности работы адвоката по трудовому договору с адвокатским образованием и найма адвокатом адвоката. Согласно действующему законодательству об адвокатуре адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам, и не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Авторы проекта предлагают решить эту проблему внесением соответствующих дополнений в Трудовой кодекс РФ и Закон об адвокатуре.
По мнению экспертов, важно решить вопрос, кто будет платить адвокату за работу по трудовому договору.
Необходимо будет также урегулировать вопросы, связанные с режимом труда и отдыха адвоката, работающего по трудовому договору, соблюдением им трудовой дисциплины, ответственностью в случае получения адвокатом производственной травмы. В случае, если адвокат будет заключать трудовой договор с другим адвокатом, все эти вопросы ему придется решать лично, включая и оплату труда. Учитывая многообразие форм управления адвокатскими образованиями, предстоит решить вопрос и о том, кто будет являться работодателем по отношению к адвокату, заключившему трудовой договор, скажем, с коллегией адвокатов: президиум, председатель коллегии или иной орган управления коллегией?