Поручительство прекращается по истечении указанного в договоре срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, оно прекращается при условии, что кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявил иска к поручителю, отмечает Верховный суд (ВС) РФ. 


Неисполненные обязательства 

ПАО «Банк «Югра» (кредитор) и ООО «ГлавТехКомплект» (заемщик) заключили договор, в соответствии с которым банк предоставил заемщику кредит в виде кредитной линии со сроком погашения 29 сентября 2017 года.  

В обеспечение исполнения обязательств заемщика между банком (залогодержателем) и ООО «Солорент» (залогодатель) был заключен договор об ипотеке, согласно которому залогодатель предоставил банку в залог принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество в виде пятиэтажного нежилого здания. 

«ГлавТехКомплект» своё обязательство по кредитному договору не исполнил. Вступившим в законную силу решением суда с него в пользу кредитной организации было взыскано 2,6 миллиарда рублей задолженности по договору, а также проценты за пользование кредитом и неустойка. 

В связи с неисполнением заемщиком обязательств по кредитному договору ПАО «Банк «Югра» в лице конкурсного управляющего – «Агентства по страхованию вкладов» обратился в арбитражный суд с иском к залогодателю об обращении взыскания на заложенное имущество с установлением его начальной продажной цены в размере 1,5 миллиарда рублей. 

Суд заявленные исковые требования удовлетворил. Апелляционная инстанция данное решение отменила и в удовлетворении иска отказала. Однако суд округа оставил в силе решение суда первой инстанции. 

Год на предъявление иска

Верховный суд напоминает, что согласно пункту 6 статьи 367 ГК РФ поручительство прекращается по истечении указанного в договоре срока, на который оно дано; если такой срок не установлен, оно прекращается при условии, что кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявил иска к поручителю. 

«Поскольку договор об ипотеке был заключен 31.05.2017 и срок его действия не установлен, банк в силу изложенного правила должен был предъявить иск к обществу в течение года с наступившего 29.09.2017 срока полного возврата суммы кредита как предусмотрено кредитным договором. Однако банк обратился в суд только 29.07.2019, когда действие договора об ипотеке прекратилось. К такому же выводу пришел суд апелляционной инстанции, признавший прекращение договора об ипотеке основанием для отказа в иске», — отмечает ВС. 

На основании вышеизложенного Верховный суд отменил постановление Арбитражного суда Московского округа и оставил в силе постановление Девятого арбитражного апелляционного суда. 

Никита Ширяев