В понедельник Верховный суд (ВС) РФ отказал в удовлетворении административного иска об оспаривании Административного регламента МВД по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами в части, которая устанавливает временное ограничение на выполнение испытательного упражнения «Скоростное маневрирование».
Успеть за 35 секунд
Административный истец Антон Чибисов просил признать недействующим подпункт 162.13.1 пункта 162 регламента, в соответствии с которым проведение экзамена прекращается и выставляется оценка «не сдал», если кандидат превысил время выполнения испытательного упражнения «Скоростное маневрирование». В соответствии с пунктом 19 приложения № 7 к регламенту, время выполнения упражнения не должно превышать 35 секунд.
Заявитель считает, что интервал в 35 секунд противоречит принципу гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, а также не соответствует положениям закона «О защите прав потребителей», который определяет право на безопасность услуги.
По мнению истца, поскольку учебное транспортное средство дублирующими органами управления не оборудовано, то инструктор не имеет возможности вовремя вмешаться в процесс управления и предотвратить получение кандидатом травм, «риск возникновения которых возрастает ввиду недостаточности навыков управления транспортным средством при одновременном установлении критерия времени выполнения упражнения».
При этом он указывает, что Правилами проведения экзаменов на водительские права, а также примерной программой профессиональной подготовки водителей критерий времени выполнения испытательного упражнения «Скоростное маневрирование» не предусмотрен.
Позиция МВД
Довод о наличии в оспариваемых положениях требования об обязательстве автошкол включать задание «Скоростное маневрирование» с критерием времени в итоговую аттестацию обучающегося вождению является ошибочным, поскольку разработка и утверждение программы профессионального обучения относится к компетенции образовательной организации, а Административный регламент вопросы обучения не затрагивает, отмечает представитель МВД в Верховном суде РФ Гайк Марьян.
Он также не согласен с доводами о якобы наличии несоответствия критериев экзаменов на водительские права принципу гуманистического характера образования.
Согласно Правилам, практические экзамены проводятся на транспортных средствах, отвечающих определенным требованиям, а ввиду конструктивных особенностей мототранспортных средств оборудование их дублирующими органами управления приложением No 3 к Правилам не предусмотрено, указывает представитель МВД.
«Критерий времени выполнения испытательного упражнения «Скоростное маневрирование» определен Административным регламентом применительно к предоставляемой экзаменационным подразделением Госавтоинспекции услуге по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами, а не к установлению какого-либо временного критерия выполнения обучающимся упражнений и маневров при подготовке к сдаче экзамена в период их обучения в образовательной организации.
На ошибочность мнения Чибисова в этой части указывают также положения примерных программ категорий «А», «М» и подкатегорий «А1», «В1», которыми определено, что в результате освоения программы обучающиеся должны уметь: безопасно и эффективно управлять транспортным средством в различных условиях движения; соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством; управлять своим эмоциональным состоянием; выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения; прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством; своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях», — поясняет Марьян.
Он уточняет, что правовое регулирование относит компетенции обучения практическим навыкам вождения и подготовки к экзаменам именно на образовательные учреждения, а подразделения Госавтоинспекции уполномочены лишь на проведение экзаменов.
Хронометраж испытаний
Кроме того, хронометраж времени выполнения испытательных упражнений затрагивает не только кандидатов в мотоциклисты и касается не только упражнения «скоростное маневрирование». Более того, подход, основанный на хронометраже действий обучающегося вождению, характерен для сдачи и теоретического экзамена, напоминает Марьян.
«Принятый в Административном регламенте основанный на времени выполнения испытательных упражнений подход служит цели объективного определения экзаменатором уровня практического владения кандидатом в водители навыками управления транспортным средством той или иной категории в различных дорожных условиях. Формирование таких навыков обеспечивается путем неоднократного повторения обучающимся каждого элемента маневра в ходе обучения вождению при одновременном текущем контроле образовательной организации за успеваемостью и промежуточной аттестацией обучающихся, как предписано примерными программами, утвержденными приказом Минобрнауки No 1408», — подчеркивает Марьян.
Он также пояснил, откуда взялся интервал именно в 35 секунд: в 2015 году проведена ФКУ «Научный центр БДД МВД России» научно-исследовательская работа по теме: «Совершенствование экзаменационной деятельности Госавтоинспекции», в рамках которой был осуществлен анализ аварийности с участием водителей мототранспортных средств, а также изучен перспективный международный опыт подготовки водителей и приема экзаменов на получение права на управление мототранспортными средствами. По итогам исследований рекомендовано время выполнения упражнения 25 секунд, которое в рамках Административного регламента было увеличено до 35 секунд.
«Таким образом, оспариваемый в части Административный регламент издан МВД России в установленном порядке в пределах полномочий; содержание его положений является ясным и определенным, не вызывает неоднозначного толкования в правоприменительной практике; соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; прав и законных интересов административного истца и иных лиц не нарушает», — резюмировал представитель МВД.