Лесной кодекс не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности. Ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно, отмечает Верховный суд (ВС) РФ. 


Суть дела 

Департамент лесного комплекса Вологодской области обратился в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ограничения (обременения) лесного участка правом аренды предпринимателя, предоставленного последнему для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений (договор аренды участка между сторонами был заключен по результатам аукциона).

Однако Управление Росреестра приостановило осуществление регистрационных действий на три месяца ввиду того, что тот же участок ранее уже был предоставлен на праве аренды другому предпринимателю для заготовки древесины. 

Департамент обжаловал решение Росреестре в судебном порядке, однако суды трех инстанций оставили исковые требования без удовлетворения. Суды посчитали, что статья 78 Лесного кодекса не допускает проведение аукциона на право заключения договора аренды на лесной участок, если на тот участок уже зарегистрирован договор аренды.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент обжаловал их в кассационном порядке в Верховном суде. 

Позиция ВС

Лесное законодательство имеет приоритет в отношениях, связанных с оборотом лесных участков, правоотношения сторон в рамках договора аренды лесного участка регулируются Гражданским кодексом, если специальными положениями Лесного кодекса или федерального закона, регулирующего лесные отношения, не установлены особенности, в частности, по предоставлению лесного участка в аренду, уточняет ВС. 

Он отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. Этими целями могут являться заготовка древесины, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.  

Кроме того, частью 2 статьи 25 Лесного кодекса определено, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 данной статьи, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами. 

«Лесной кодекс не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности... Ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно», — поясняет Верховный суд. 

В настоящем деле лесохозяйственным регламентом лесничества, на котором расположен спорный лесной участок, выставленный на аукцион, одновременно допускаются и заготовка древесины, и заготовка пищевых лесных ресурсов, и сбор лекарственных растений, резюмирует высшая инстанция.

На основании изложенного ВС отменил оспариваемые судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.

Никита Ширяев