Участие в деятельности экстремистской организации и в незаконном вооруженном формировании, имеющие разный объект преступного посягательства, влекут самостоятельную уголовную ответственность, поясняет Верховный суд РФ во втором Обзоре судебной практики за 2022 год.


Высшая инстанция рассмотрела дело осуждённого, сначала примкнувшего к «Правому сектору» - запрещённой в РФ экстремистской организации - а позднее вступил в «Украинскую добровольческую армию» - вооруженное формирование, созданное в целях, противоречащих интересам России. 

Фигурант также признан виновным по части 1 статьи 222 УК РФ за незаконные приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия и боеприпасов, совершенные на территории Тульской области и Москвы в 2013–2018 годы.

В жалобе защита указала на неправомерную квалификацию одних и тех же действий по части 2 статьи 282.2 и части 2 статьи 208 УК РФ, посчитав, что подзащитный понес уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Позиция ВС 

Под участием в деятельности экстремистской организации понимается совершение лицом умышленных действий, непосредственно относящихся к продолжению или возобновлению деятельности данной организации - проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т.п., уточняет ВС со ссылкой на разъяснения Пленума (пункт 20 постановления от 28 июня 2011 г. №11).

А под участием в незаконном вооруженном формировании надлежит понимать вхождение в состав такого формирования – например, принятие присяги, дача подписки или устного согласия, получение формы, оружия – и выполнение функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого формирования, в частности, обучение его участников, строительство временного жилья, различных сооружений и заграждений, приготовление пищи, ведение подсобного хозяйства в местах расположения незаконного вооруженного формирования и т.п. (пункт 27 постановления Пленума ВС от 9 февраля 2012 г. №1).

Таким образом, преступления, предусмотренные частью 2 статьи 282.2 и частью 2 статьи 208 УК РФ, посягают на различные объекты: на общественную безопасность и безопасность институтов общества и государства (статья 208 УК РФ) и на основы конституционного строя, конституционные права граждан, их честь и достоинство (статья 282.2 УК РФ), поясняет ВС.

Суд установил, что фигурант 6 октября 2017 года примкнул к экстремистской организации «Правый сектор», чем совершил умышленные действия, направленные на продолжение ее деятельности. Затем он вступил в «Украинскую добровольческую армию», созданную в 2015 году на базе боевых подразделений данной экстремистской организации, при отсутствии в украинском законодательстве нормативных правовых актов, регламентирующих ее деятельность и статус, а также регламентирующих ношение и применение боевого огнестрельного оружия их участниками.

Участвуя в незаконном вооруженном формировании, обвиняемый имел на руках оружие и боеприпасы, нес внутреннюю и караульную службу, возводил фортификационные сооружения, обеспечивал доставку продуктов и организацию питания боевиков, а также выполнял иные поручения руководства, установил суд.

Таким образом, фигурант совершил как действия, направленные на продолжение деятельности экстремистской организации, подлежащие квалификации по части 2 статьи 282.2 УК РФ, так и иные действия, выразившиеся в участии в незаконном вооруженном формировании, правомерно квалифицированные судом по части 2 статьи 208 УК РФ, указал ВС.

Вместе с тем Судебная коллегия по делам военнослужащих приговор изменила и смягчила назначенное наказание: из осуждения исключено незаконные приобретение, ношение и перевозка огнестрельного оружия и боеприпасов, поскольку по этому преступлению истёк срок давности (Определение №222-УД22-12-А6).