Местом совершения киберперступления считается территория, на которой обвиняемый совершил действия, входящие в объективную сторону состава преступления - так и определяется подсудность уголовного дела, разъясняет Верховный суд РФ в проекте постановления Пленума по уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации или совершенных с использованием электронных информационно-телекоммуникационных сетей. 


Момент отправки 

При определении места совершения преступлений с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и, соответственно, территориальной подсудности уголовного дела судам необходимо учитывать, что доступ к данной сети может осуществляться с помощью различных электронных устройств, в том числе переносных.

«Местом совершения такого преступления является место выполнения лицом действий, входящих в объективную сторону состава преступления», - указывает ВС.

Привет этом он обращает внимание, что по делам о распространении запрещённой информации не имеет значение местонахождения адресата.

«Например, при публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности – территория, на которой лицом использовалось электронное устройство для направления другому лицу электронного сообщения, содержащего такие призывы, независимо от места нахождения другого лица или использовалось электронное устройство для размещения в сети «Интернет» информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности», - говорится в проекте постановления. 

Независимо от стадии 

Квалификация об использовании электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» не зависит от стадии совершения преступления, обращает внимание ВС. Она применяется, если 

для выполнения хотя бы одного из умышленных действий, создающих условия для совершения соответствующего преступления или входящих в его объективную сторону, фигурант использовал такие сети, уточняет высшая инстанция. 

ВС приводит в пример уголовные дела о незаконном обороте наркотиков. 

«В частности, по признаку, предусмотренному пунктом «б» части 2 статьи 228.1 УК РФ, при незаконном сбыте наркотических средств квалифицируются действия лица, которое с использованием сети «Интернет» подыскивает источник незаконного приобретения наркотических средств с целью последующего сбыта или соучастников незаконной деятельности по сбыту наркотических средств.

По указанному признаку квалифицируется и совершенное в соучастии преступление, если связь между соучастниками в ходе подготовки и совершения преступления обеспечивалась с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» (например, при незаконном сбыте наркотических средств обеспечивалась связь между лицом, осуществляющим закладку наркотических средств в тайники, и лицом, передавшим ему в этих целях наркотические средства)», - уточняется в документе. 

Количество без значения 

Для признания наличия в действиях подсудимого признака совершения преступления с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей не имеют значения количество устройств, входящих в такую систему, подключение к ней ограниченного количества пользователей или неопределенного круга лиц, а также другие ее характеристики, поясняет ВС. 

Таковыми могут признаваться, в частности, сети операторов связи, локальные сети организаций, домашние локальные сети, а также любые иные сети, предоставляющие возможность двум или более пользователям с помощью любых вычислительных устройств осуществлять проводной или беспроводной доступ к информации, расположенной на устройствах, подключенных к данной сети, либо обмен информацией (передачу сообщений) между устройствами, уточняется в проекте постановления Пленума. 

ВС также обращает внимание, что доступ к электронным или информационно-телекоммуникационным сетям «может осуществляться с различных устройств и с использованием программ, имеющих разнообразные функции, например, через онлайн-игры».