Стационарные громкоговорители на зданиях и сооружениях, используемые для назойливой звуковой рекламы, запрещены в России с 2021 года. Однако рекламный шум возле остановок общественного транспорта оставался в серой зоне до решения Верховного суда РФ, который в четверг окончательно запретил данный способ рекламы.


В суд высшей инстанции обратилась крымская компания "Дан-Трейд", заключившая договор на использование 27 громкоговорителей после присоединения полуострова к России. Арендованное оборудование висит на столбах электропередач у троллейбусных остановок в разных частях полуострова и пассажиры вынуждены слушать рекламные ролики при ожидании транспорта. Любопытно, что по условиям соглашения, громкоговорители должны использоваться только для предупреждения населения о чрезвычайных ситуациях, а не для бизнеса. 

Предприниматели посчитали, что действующее регулирование позволяет им включать ролики на громкоговорителях, поскольку закон "О рекламе" напрямую запрещает вешать колонки только на здания, строения и сооружения. А согласно логике истцов, столбы у остановок общественного транспорта относить к ним никак нельзя, а именно на них и висят источники рекламного шума.

При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в 2021 году выпустила письмо "О распространении звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования", которым разъясняется, что использовать для этих целей линии электропередач и столбы освещения также запрещено, поскольку они тоже считаются сооружениями. Именно пункт этого письма и обжаловали истцы. 

Крымский троллейбусный маршрут

В прошлом году "Дан-Трейд" оштрафовали на 50 тысяч рублей по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (Нарушение законодательства о рекламе), поэтому предприниматель решил обратиться за защитой своих прав в суд высшей инстанции и изменить существующую практику. В сентябре административная коллегия ВС РФ отказала в удовлетворении иска, а в январе решение вступило в законную силу.

"Именно в Крыму находится самый длинный в мире междугородный троллейбусный маршрут. Трасса связывает Симферополь с курортами Южного берега и нельзя сказать, что эта реклама кому-то в действительности мешает. Остановки находятся вдали от жилых домов и гостиниц", — рассказала адвокат Алиса Ильина.

Она считает, что законодателю стоит подумать о том, чтобы подробнее указать места, где можно вешать громкоговорители с обязательным уточнениям удаленности от жилых зданий и домов. А неточное регулирование приводит к таким запретам, сказывающимся на рекламном бизнесе в целых регионах. Крым, по словам адвоката, не единственный пример.  

По её словам, в Крыму пока не появилось достаточного количества информационных сервисов и туристам бывает сложно найти необходимую информацию с помощью телефона и интернета. Довод истца заключается в том, что их реклама помогает туристам найти товары и услуги, в которых они нуждаются, а шум никому особо не мешает. Компанию возмущает несправедливость, что в некоторых случаях рекламные громкоговорители можно вешать на деревьях, а на ЛЭП и опорах - нет.

Рекомендация сотрудникам

Её оппонент из ФАС указала суду, что электростолбы у троллейбусных остановок в любом случае относятся к сооружениям, а оспариваемое письмо могло только рекомендовать сотрудникам управления принимать соответствующие решения.

"Работники наших управлений также нуждаются в рекомендациях и понимании, как им поступать в каждом конкретном случае. Их не так много и сохранять в уме полный массив знаний для принятия решений по всем видам правоотношений они просто не могут. Также я хочу отметить, что часто предприниматели хотят получить ответы на часто задаваемые вопросы — именно для них мы и выпускаем письма с разъяснениями", — отметила юрист ответчика Виктория Ларина.

Верховный суд также посчитал, что оспариваемое письмо не устанавливает общеобязательные правила, которые не следуют из отраслевого закона. С данным доводом согласилась и прокурор, отметивший, что принятое решение - законно и обоснованно.