Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего было связано с его законной деятельностью, не относящейся к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, то такое деяние квалифицируется как преступление против правосудия или против личности. При этом посягательство, совершенное из мести на почве личных неприязненных отношений виновного и потерпевшего, при наличии оснований квалифицируется как преступление против личности, отмечает Верховный суд (ВС) РФ в проекте постановления пленума.
Высшая инстанция также указывает, что посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего (их близких), не повлекшее причинение им смерти по не зависящим от злоумышленника обстоятельствам, следует отграничивать от применения насилия, опасного для жизни данных лиц.
«При совершении преступления, предусмотренного статьей 317 УК РФ, умысел виновного направлен на лишение потерпевшего жизни, а при применении указанного насилия отношение виновного к наступлению смерти потерпевшего может быть выражено только в форме неосторожности», — поясняет ВС.
Решая вопрос о направленности умысла виновного, Верховный суд рекомендует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие совершения преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов человека), а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного.
Цель преступления
При квалификации преступления по статье 317 УК РФ суду необходимо установить, что деяние совершено с целью воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо по мотиву мести за такую деятельность сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, отмечает ВС.
Он уточняет, что указанная цель может заключаться в стремлении виновного прекратить или не допустить осуществление сотрудником правоохранительного органа или военнослужащим законной деятельности по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.
Близкие родственники
Под посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а равно их близких в статье 317 УК РФ понимается убийство или покушение на убийство таких лиц, указывает высшая инстанция.
«Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а равно их близких, независимо от наступления общественно опасных последствий, охватывается статьей 317 УК РФ и не требует ссылки на часть 3 статьи 30 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 105 УК РФ», — говорится в тексте проекта постановления.
В документе также разъясняется, что под близкими сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего (а равно и представителя власти) следует понимать их близких родственников, иных лиц, состоящих с ними в родстве, свойстве (родственники супруга), а также лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.