В августе тайфун «Ханун» и полярный фронт накрыли Приморье. Ливни вызвали сильные паводки, подтопило тысячи домов: множество людей потеряли жилье и имущество. Уссурийский округ оказался одним из наиболее пострадавших: там прорвало дамбу, были эвакуированы местные жители.
В таких случаях государство обязательно оказывает помощь, но часто ее не хватает, чтобы полноценно наладить жизнь. Кроме того, в последствиях разгулявшейся стихии жители нередко винят региональные власти, и в некоторых случаях человеческий фактор, действительно, оказывается значимым.
Правовые нюансы помощи пострадавшим от стихийных бедствий и судебную практику по теме проанализировало РАПСИ.
Климат меняется
Климат на планете меняется, что многие ученые связывают с деятельностью человека. Растет число происшествий, связанных с экстремальной жарой, наводнениями, землетрясениями. Как отмечает в своем докладе Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) ООН, сжигание в течение более века ископаемого топлива, а также неравномерное и неустойчивое использование энергии и земли привели к глобальному потеплению на 1,1°C выше доиндустриального уровня. Это привело к более частым и более интенсивным экстремальным погодным явлениям, опасным для природы и людей во всех регионах мира.
Как отмечают эксперты Института глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля (ИГКЭ), природные катастрофы были, есть и будут. Но оценить по данным наблюдений, происходят ли они чаще, становятся ли они более интенсивными — задача почти невыполнимая. При анализе данных о катастрофах следует помнить, что сегодня учитываются лишь зарегистрированные стихийные бедствия. В большей степени в этом вопросе ученые надеются на математические модели климата.
Вместе с тем, по данным Всемирной метеорологической организации, при оценке частоты зарегистрированных природных катаклизмов обнаруживается некоторая тенденция к увеличению их повторяемости.
Статистика
По данным МЧС, в 2022 году количество ЧС по сравнению с 2021 годом уменьшилось на 37,31%, до 242 (техногенных ЧС – 67,8%; природных ЧС – 32,2%), количество погибших уменьшилось на 62,4%, до 199 человек.
Вместе с тем количество пострадавших выросло в 4,7 раза 235,3 тысячи человек. Материальный ущерб, причиненный в результате ЧС в 2022 году, по сравнению с 2021 годом сократился на 83,6%, до 7,8 миллиарда рублей. МЧС отмечает масштабные наводнения в Приморском, Хабаровской крае, Амурской области, Забайкалье, лесные пожары в Якутии и Хабаровском крае.
В этом году, к сожалению, картина сильно не изменилась – локальные наводнения и пожары практически по всей территории РФ. Например, в августе тайфун «Ханун» и полярный фронт опять принесли в Приморье ливни, которые вызвали сильные паводки. Подтопило тысячи многоквартирных и частных домов. По данным на 17 августа, подтопленными оставались 44 многоквартирных и 258 частных домов, а также 615 придомовых участков. Площадь очагов природных пожаров в России на сегодня уже превышает прошлогодние показатели в полтора раза, зафиксировано 11 тысяч очагов на площади 4 миллиона гектар.
Господдержка: правовая база
Существует ряд мер государственной поддержки населения при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предусмотрены права и обязанности граждан, оказавшихся в зоне стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Во-первых, граждане имеют право получать помощь и единовременные денежные выплаты от органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В случае же возникновения чрезвычайных ситуаций федерального или межрегионального характера пострадавшие граждане имеют право на получение помощи и из федерального бюджета.
В частности: это единовременная материальная помощь в размере 10 тысяч рублей на человека; финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 50 тысяч рублей на человека за частично утраченное имущество первой необходимости и 100 тысяч рублей за полностью утраченное имущество первой необходимости; выплата единовременного пособия: членам семей граждан, погибших в результате чрезвычайной ситуации, в размере одного миллиона рублей на каждого погибшего в равных долях каждому члену семьи; семьям граждан, погибших в результате ЧС, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством РФ; гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред – в размере 400 тысяч рублей на человека, легкий вред – в размере 200 тысяч рублей на человека).
Вместе с тем власти могут увеличить выплату, но такие решения принимают в индивидуальном порядке. Документы на выплату нужно подать в течение полугода.
Существует такой порядок возмещения средств. Например, чтобы получить финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости из федерального бюджета пострадавшие в результате ЧС граждане подают на имя главы местной администрации заявление установленного образца. После чего по указанному в заявлении адресу выезжает комиссия, создаваемая органами местного самоуправления, в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости граждан, и составляет акт комиссионного обследования. Логистика получения единовременной материальной помощи аналогичная.
Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют органы власти субъекта РФ, на территории которого возникла ЧС. Если гражданин по каким-либо причинам не попал в списки пострадавших от ЧС, ему придется доказывать свою правоту в судебных инстанциях. То же самое придется сделать, если сумма компенсации показалась пострадавшему незначительной по сравнению с реальным понесенным ущербом.
Что делать, если средств поддержки недостаточно
Часто так и бывает, что средств компенсации недостаточно, например, на капремонт дома, квартиры, покупку новой техники, одежды, предметов быта, утерянных или пострадавших в результате ЧС.
«Согласно действующему законодательству, возмещение ущерба, нанесенного имуществу собственника, возмещает лицо, которое нанесло такой ущерб. Однако случаях природных катаклизмов природу привлечь к ответственности крайне сложно, в связи с чем ответственность лежит на органах местного самоуправления. Но только после того, как пострадавших включили в список пострадавших в результате ЧС, на основании поданного обращения в межведомственную комиссию согласно федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», - поясняет эксперт Ассоциации юристов России Ассия Мухамедшина.
Можно попробовать получить дополнительную материальную помощь, обратившись к местным властям. В случае отказа гражданин вправе обратиться в суд для защиты своих прав. В любом случае необходимо подготовить пакет необходимых документов. «К заявлению необходимо приобщить: документы, которые подтвердят ваше проживание в разрушенном помещении, подтверждение, что нет другого жилья, документы, которые подтвердят, что квартира или дом не были застрахованы, экспертное заключение о сумме ущерба, заявление на материальную помощь, копию и оригинал паспорта», - напомнила эксперт.
Судебная практика
Судебная практика показывает, что решения могут быть разными в зависимости от характера ущерба, обстоятельств происшествия, предъявленных аргументов, квалификации судом действий должностных лиц, отвечающих за состояние природных и техногенных объектов. Часто причинами природных и техногенных бедствий является человеческий фактор - недосмотр, халатность региональных властей, например. Кроме того, власти не всегда правильно трактуют и понимают законы, свои обязанности по защите прав граждан, включая обеспечение безопасности и правовую поддержку.
Далеко не всегда полученные в качестве возмещения деньги покрывают причиненный реальный ущерб, тогда приходится в судебном порядке «отсуживать» дополнительные средства, а некоторые вынуждены бороться даже за сам статус пострадавшего лица.
К счастью, правосудие в подобных спорах зачастую встает на сторону граждан. Впрочем, отмечают эксперты, чем более обширная доказательная база собрана пострадавшими, тем выше шансы на успех в суде.
РАПСИ проанализировало несколько примеров из судебной практики по подобным делам.
В ночь с 6 на 7 июля 2012 года сильнейший паводок затопил 7,2 тысячи жилых домов в городах Геленджик, Крымск и Новороссийск и ряде поселков Краснодарского края. В результате катастрофы погибли 172 человека. Полностью утратили имущество 29 тысяч человек, частично — более 5,5 тысячи. Ущерб от наводнения, по оценке властей Краснодарского края, составил не менее 20 миллиардов рублей. По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц Крымского района Краснодарского края.
Еще несколько лет после трагедии возникали споры, которые приходилось разрешать в правовом поле.
Так, 18 июня 2013 года Судебная коллегия Краснодарского краевого суда рассмотрела дело по апелляционной жалобе представителя министерства Гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края на решение Крымского районного суда Краснодарского края.
Жительница Нижнебаканского городского поселения обратилась с иском к администрации поселения, к региональному министерству края об оспаривании решения по формированию списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта по Крымскому городскому поселения в части определения площади жилого помещения.
Свои требования истец мотивировала тем, что в ночь с 6 на 7 июля в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, ее дом подвергся затоплению. Администрация сельского поселения включила истца в список граждан, пострадавших от наводнения, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта пострадавшего от наводнения жилья. Как следует из материалов дела, истец является собственником жилого дома площадью 97,1 квадратный метр. Однако администрация произвела расчет площади поврежденного жилья исходя лишь из площади в 76 квадратных метров и перечислена истцу соответствующие социальные выплаты для проведения капремонта.
Крымский районный суд исковые требования удовлетворены и обязал министерство и администрацию Крымского городского поселения устранить допущенное нарушение, исходя из права гражданина на получение доплаты на проведение капремонта, исходя из площади в 21,1 квадратного метра.
Региональное министерство подало апелляционную жалобу.
Судебная коллегия, рассмотрев все обстоятельства дела, пришла к выводу, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда - установлено, что истцу подлежит компенсация ущерба, причиненного наводнением в соответствии с общей площадью дома, указанной в техническом паспорте, все помещения жилого дома составляют одно целое, и причиненный ущерб затрагивает целостность всей конструкции.
Более того, истец был включен в списки граждан, пострадавших от наводнения, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта пострадавшего от наводнения жилья.
Пример из более поздней судебной статистики.
Вечером 4 сентября 2022 года в Приморский край пришел мощный тайфун «Хинамор». Вызванные им ливни подтопили 991 дом, 1072 приусадебных участка, повредили 34 моста. Жертвами стихии стали три человека. По предварительной оценке, ущерб от непогоды превысил три миллиарда рублей.
В Кавалеровский районный суд Приморского края обратилась семья из трех человек с иском к администрации Кавалеровского муниципального округа и КГКУ «Центр социальной поддержки населения» о признании заключения об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне ЧС и факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате ЧС, незаконным, признании права на получение единовременной материальной помощи.
Истцы утверждали, что в результате подтопления участка и дома было нарушено индивидуальное водоснабжение, а органы власти не организовали своевременное обеспечение питьевой водой. Местные власти также посчитали, что условия жизнедеятельности жителей в результате наводнения не были нарушены, и не внесли граждан в списки пострадавших от стихийного бедствия, отказав тем самым в получении финансовой помощи.
Суд, изучив объективные данные и аргументы пострадавших, принял решение удовлетворить иск граждан частично. Два члена семьи получили право на единовременную материальную помощь в размере по 10 тысяч рублей каждому.
Практика судебных дел показывает, что очень часто суды встают на сторону истца в делах по компенсации морального вреда. Даже, если пострадавший уже получил возмещение материального ущерба, это не лишает его права на компенсацию морального вреда. Это касается и родственников, потерявших близких в результате техногенных катастроф.
Например, много положительных решений принято судами в отношении потерпевших и пострадавших в результате техногенной катастрофы 17 августа 2009 года на России Саяно-Шушенской ГЭС, которая унесла жизни 75 человек.
Например, в 2012 году Пиягов Д.В. обратился в Саяногорский городской суд Республики Хакасия с иском к ОАО «РусГидро» о компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что он, являясь работником ОАО «СШГЭР», работал на Саяно-Шушенской ГЭС. Во время работы произошла авария, в связи с чем, помещение, где он находился, заполнилось водой, через окно раздевалки он выбрался на улицу, ему удалось спастись. После случившегося, по его словам, он пережил стрессовую ситуацию, нравственных страданий, также это отразилось на его здоровье. Он попросил суд взыскать с ОАО «РусГидро» в его пользу компенсацию морального вреда.
«Компенсация морального вреда, согласно действующему гражданскому законодательству, является одним из способов защиты субъективных гражданских прав и законных интересов, представляет собой гарантированную государством материально-правовую меру, посредством которой осуществляется добровольное или принудительное восстановление нарушенных (оспариваемых) личных неимущественных благ и прав», - следует из материалов суда.
Здоровье является одним из основных нематериальных благ, принадлежащих гражданину наравне с таким нематериальным благом как жизнь человека, а его сохранение является одним из основных общепризнанных государством принципов, констатировал суд.
С учетом, в частности, этих обстоятельств, суд посчитал, что истцу причинен моральный вред и даже несмотря на то, что Пиягов уже ранее получил материальную помощь, суд принял решение о возмещении истцу моральной компенсации.
Есть и такая практика решений, когда суд считает аргументы пострадавшей стороны неубедительными и отказывает в удовлетворении исков.
Так, семья из Крымска после наводнения в 2012 года обратилась с иском в Крымский районный суд Краснодарского края к администрации Крымского городского поселения, администрации муниципального образования Крымский район, о признании пострадавшими, в результате чрезвычайной ситуации. Власти изначально отказались признать семью пострадавшей и соответственно претендующей на соответствующую господдержку, в частности единовременную финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере 150 тысяч рублей на каждого пострадавшего человека. Администрация Крымского городского поселения, отказывая им во включении в список граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение финансовой помощи, свой отказ мотивировала тем, что в администрации имеется только копия, не утвержденного надлежащим образом, акта обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате ЧС.
Исследовав письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что требования истцов удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Истцы не смогли предоставить оригинал акта обследования пострадавшего жилья и имущества, который подписывается членами специальной комиссии и пострадавшими собственниками, и согласовывается руководителем управления по делам ГОЧС муниципального образования. Документ является одним из основных условий предоставления материальной помощи пострадавшим. Также не оказалось и заверенной уполномоченными лицами его копии.