Если гражданин не исполнил обязательства по трудоустройству в связи с незавершением освоения образовательной программы на условиях договора о целевом обучении, размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле, которую составляет период фактического обучения от общего срока обучения по образовательной программе, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ. 


Высшая инстанция отказалась признать частично недействующим абзац четвертый пункта 58 Положения о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. 

Академическая задолженность 

С административным иском в ВС обратилась гражданка Карина Геворгян. По её мнению, оспариваемая норма противоречит части 6 статьи 71 Закона об образовании, а правительство РФ при издании обжалуемого Положения вышло за рамки предоставленных ему полномочий. 

Заявитель ссылалась на нарушение ее права на образование, указав, что между ней и Пионерской районной больницей был заключен договор о целевом обучении по образовательной программе высшего образования, согласно которому она должна была получить специальность «лечебное дело» в государственном высшем учебном заведении. Во исполнение данного договора она поступила в Ханты-Мансийскую государственную медицинскую академию, где проучилась 2 года и 5 месяцев, но была отчислена с третьего курса в связи с академической задолженностью. 

Через месяц Геворгян восстановилась на бюджетное место, однако уже обучается не по целевому направлению. В связи с этим Ханты-Мансийская государственная медицинская академия обратилась в суд с иском о взыскании с неё штрафа за невыполнение предусмотренных договором обязательств по осуществлению трудовой деятельности. 

Невозможность трудоустройства 

Однако ВС не согласился с утверждением административного истца о противоречии оспариваемой нормы части 6 статьи 71 Закона об образовании, поскольку оно основано на ошибочном толковании норм материального права. 

«Правительство Российской Федерации, закрепив в абзаце четвертом пункта 58 Положения норму о выплате гражданином штрафа в случае неисполнения им обязательства по осуществлению трудовой деятельности в связи с незавершением освоения образовательной программы на условиях договора о целевом обучении, действовало в рамках делегированных ему федеральным законом полномочий, является правомерным, поскольку отчисление гражданина из организации, осуществляющей образовательную деятельность, до завершения освоения общеобразовательной программы влечет за собой невозможность его трудоустройства в соответствии с договором о целевом обучении», — пояснил ВС. 

Кроме того, высшая инстанция указала, что незавершение гражданином освоения образовательной программы на условиях договора о целевом обучении не препятствует ему впоследствии реализовать на общих условиях свое право на получение на конкурсной основе высшего образования бесплатно, если таковое получается им впервые (часть 3 статьи 5 Закона об образовании).