Споры об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей суд должен разрешать в соответствии с принципом равенства прав родителей и с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, его отношения к каждому из родителей, другим родственникам, которых ребенок относит к своей семье, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ в Первом Обзоре судебной практики за 2024 год. 


Суть дела 

Отец несовершеннолетней дочери 2010 года рождения обратился в суд с иском об определении её места жительства, указав, что после расторжения брака с супругой дочь проживает с ним, для её проживания созданы все необходимые условия: отдельная комната с мебелью, соответствующей возрастным потребностям дочери, хорошие санитарные условия, имеется вся необходимая по сезону одежда и обувь. Истец подчеркнул, что он ответственно относится к воспитанию и содержанию ребенка. 

В свою очередь мать девочки подала встречный иск об определении места жительства несовершеннолетней дочери с ней. Она пояснила, что всегда осуществляла и продолжает осуществлять должный уход за ребенком и занимается ее воспитанием. Женщина также указала, что проживает в квартире, которая находится в благоустроенном районе с развитой инфраструктурой, необходимой для поддержания и полноценного развития дочери. 

Принимая решение об оставлении ребёнка с отцом, суд первой инстанции учел то обстоятельство, что дочь уже проживает с отцом и хотела бы остаться с ним. Однако апелляционный суд не согласился с выводами нижестоящей инстанции и определил место жительства девочки с матерью, указав, что несовершеннолетняя дочь не осознает свои собственные интересы и обосновывает их исключительно удобством проживания по месту жительства отца. С выводами апелляции согласился кассационный суд общей юрисдикции. 

Позиция ВС 

ВС напоминает, что в силу пункта 3 статьи 65 Семейного кодекса РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.  

«При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое)», — поясняет ВС. 

Он подчеркивает, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам.  

По требованиям родителей об определении места жительства ребенка юридически значимым и подлежащим доказыванию с учетом положений пункта 3 статьи 65 СК РФ, а также части 2 статьи 56 ГПК РФ является выяснение судом вопроса о том, проживание с кем из родителей (матерью или отцом) наиболее полно будет соответствовать интересам ребенка, отмечает высшая инстанция. 

Верховный суд указывает, что в нарушение статьи 57 СК РФ суд апелляционной инстанции не принял во внимание мнение самой несовершеннолетней, достигшей десятилетнего возраста на момент разрешения спора судом, выразившей желание проживать с отцом, и пришел к выводу о необходимости определения места жительства ребенка по половому (гендерному) признаку с матерью.  

Между тем вывод суда должен быть соотнесен и с закрепленным семейным законодательством принципом равенства родительских прав и обязанностей раздельно проживающих родителей (пункт 1 статьи 61 СК РФ), подчёркивает ВС. 

На основании изложенного ВС отменил постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и направил дело на новое апелляционное рассмотрение (Определение №16-КГ23-20-К4)