Сумеет ли робот, пообщавшись с заявителем, подготовить иск? Могут ли мировые суды заниматься исключительно правосудием и не тратить время на бумажную рутину? Создатели фронт-офиса мировых судов уверены, что да. В ноябре в Благовещенске заработал своего рода судебный МФЦ, который избавил работников десяти мировых участков от необходимости общаться с посетителями, а последним обеспечил комфортное прохождение всех бюрократических процедур. Что из себя представляет, и как работает судебный МФЦ, рассказал РАПСИ автор идеи создания фронт-офиса мировых судов заместитель председателя Благовещенского городского суда Игорь Емшанов.


- Игорь Сергеевич, насколько я знаю, не все функции фронт-офиса сейчас активны. Какие задачи он выполняет сейчас, и что планируется в перспективе?

- Сейчас во фронт-офисе можно подать и зарегистрировать заявления и обращения, получить на руки копии судебных актов или исполнительные листы, ознакомиться с материалами дел, узнать режим работы судебных участков, оплатить госпошлину. Также во фронт-офисе регистрируют явившихся в судебное заседание. В перспективе - кол-центр, организация видео-конференц-связи, группа медиации и образовательный центр. Но прошу вас понять, мы когда начали работать над созданием фронт-офиса, мы говорили и до сих пор говорим, что мы его конструируем. Какие-то функции мы реализовывали, а от каких-то, может быть и запланированных с самого начала, отказывались. И мы продолжаем его конструировать.

- В чем основная идея фронт-офиса?

- Она в том, чтобы гражданин, придя во фронт-офис, смог бы решить все свои вопросы и проблемы за одно посещение.

У многих граждан даже нет понимания того, как обратиться в суд. Они не знают, какие документы нужно подготовить, как написать заявление, какую пошлину оплатить и в каком размере. Раньше для решения этих вопросов приходилось по нескольку раз приходить в суд, сейчас все можно сделать за один раз.

То есть, посетитель с необходимостью подать иск приходит во фронт-офис - там ему помогают понять, какое именно заявление он должен подать, помогают составить это заявление, помогают отсканировать сопутствующие документы, отправить свое заявление другой стороне спора, здесь же он оплачивает госпошлину... И второй раз он приходит уже на судебное заседание. 

- Как появилась идея создания фронт-офиса?

- Не секрет, что суд для простых граждан - это практически всегда стресс. Особенно это касается мирового суда, куда люди приходят с самыми личными вопросами, о которых и с близкими-то сложно порой говорить. И стресс у них начинается даже не в зале судебных заседаний, а сразу в канцелярии, особенно, если ее сотрудники завалены рутиной. Мировые суды ближе всех к простым гражданам. Именно в мировых судах мы решаем все насущные вопросы. Там семьи разводятся и делят имущество, туда матери приходят требовать алименты, там рассматриваются споры по ДТП, через мировые суды банки взыскивают небольшие долги, а управляющие компании - долги по ЖКХ. Мы понимали, что у большинства граждан отсутствует информация о судебных процедурах, а это в свою очередь вопрос доступности правосудия для населения. Также мы поняли еще одну важную вещь, а именно то, что у сотрудников аппарата судей есть одно табу - консультировать граждан нельзя. Они боятся перейти границу, за которой начинается вмешательство в деятельность суда. Знаете, какой самый распространенный ответ в канцелярии суда на вопросы посетителей?

- Кажется, знаю... "Все есть на стенде". Так?

- Совершенно верно! Наверное, все, кто приходил в мировой суд, сталкивались с таким ответом, но при этом не находили на стендах то, что им нужно. Я за годы работы в судах понял, что мы должны и имеем право объяснить гражданину, как обратиться в суд.

В Благовещенске все десять мировых судебных участков находятся в одном здании, поэтому логично родилась идея фронт-офиса по аналогу МФЦ. То есть, было решено создать подразделение, которое играло бы роль посредника между гражданами и судебной системой.

- Как организована работа фронт-офиса?

- Мы имеем штат специалистов. Кстати, сотрудники фронт-офиса - это сотрудники не судебной системы, а Министерства юстиции Амурской области. У нас есть отремонтированное и комфортное помещение. В нем раньше располагался архив, под который мы нашли другое место. Посетителей встречает большая и светлая приемная, где консультанты отвечают на все их вопросы, возникающие при обращении в суд.

Специалисты фронт-офиса консультируют только по процедуре принятия иска, по этапам его прохождения в суде. Вопросов по существу, по материальному праву, по тому, как должно быть разрешено дело, по тому, как будут оцениваться доказательства, какие доказательства можно представить, таких консультаций во фронт-офисе не дают и давать не вправе. Иначе будут нарушены принципы правосудия. То есть консультации ограничены только разъяснениями процедуры прохождения заявления в суде и формальных условий принятия заявления к производству.

- А как восприняли появление фронт-офиса сотрудники судов?

- Мы с самого начала создали систему взаимодействия с судьями и работниками аппаратов, разъясняли им наши идеи. Они не сразу были приняты и поняты. Многие боялись, что автоматизация отдельных процессов будет не безошибочной, что какие-то услуги фронт-офиса нарушат независимость суда. Но сейчас фронт-офис работает почти два месяца, и опасений поубавилось. Уже сами судьи на совещаниях начинают думать, какие бы еще функции аппарата передать во фронт-офис. А их сотрудников мы обучали и системе взаимодействия, и работе с необходимыми приложениями. В частности, внутренняя информационная система позволяет консультантам фронт-офиса обмениваться сообщениями с сотрудниками мировых участков.

- Вы же первые создали такую специализированную службу?

- Насколько мне известно, больше нигде в стране такого нет. Особенно, если учесть цифровизацию делопроизводства. Например, у нас есть программа "Магис", которая автоматизирует регистрацию и создание судебных приказов. Хочу отметить, что эта система разработана нами и уже давно внедрена в систему мировых судов Амурской области, а потом ее качество оценили и в других регионах, и сейчас она используется в судах более чем 30 субъектов Федерации. Еще у нас есть система для автоматизации процесса регистрации протоколов об административных правонарушениях. Эта программа "Нейромагис", которая работает на основе искусственного интеллекта (ИИ). Чтобы было понятнее сотрудникам судов, ИИ заполняет все поля интерфейса системы судебного делопроизводства ПИ АМИРС (Автоматизированная система судебного делопроизводства - прим.ред.), которые обычно в канцеляриях заполняются вручную.


Оргкомитет по созданию фронт-офиса: Игорь Емшанов, первый заместитель министра Юстиции Амурской области Светлана Бартулева, губернатор Амурской области Василий Орлов, председатель Амурского областного суда Олег Васильев, министр юстиции Амурской области Елена Акименко, мировой судья по Благовещенскому городскому судебному участку Эдуард Штейнбреннер.


- Насколько я знаю, в Благовещенске очень серьезная нагрузка на мировых судей. Вы не боитесь, что открытие фронт-офиса увеличит эту нагрузку? Ведь вы сняли бюрократический барьер... 

- Нет, не боимся. Я уверен, что все, кто нуждается в суде, обращаются в суд. Просто с фронт-офисом это сделать удобнее.

- А как проходит процесс ознакомления с материалами дела? Ведь из канцелярии их можно передавать только участникам процесса. Как происходит посредничество?

- Здесь все просто. Заявка на ознакомление поступает из фронт-офиса на конкретный участок, после чего сотрудник аппарата приносит документы в помещение фронт-офиса, где стоят стеллажи, бумаги кладут в нужную ячейку, номер которой сообщают консультанту. Консультант сообщает этот номер заявителю, тот забирает дело и знакомится с ним в специальном помещении.

- Очень интересен ваш опыт цифровизации делопроизводства. Расскажите о нем подробнее.

- Мы внедряем системы автоматизации либо ИИ на разных направлениях работы фронт-офиса.

Первое - это обработка входящей корреспонденции. Здесь мы пытаемся добиться того, чтобы ИИ выполнял рутинную работу по регистрации заявлений либо других входящих документов и по созданию типовых документов, которые формируются после регистрации заявлений.

Напомню, что пока наша программа автоматически составляет текст судебного приказа, а нейросеть регистрирует протоколы об административных правонарушениях и вносит все данные в систему судебного делопроизводства.

 

- А прием обычных заявлений или обращений от граждан так можно будет автоматизировать? Пришел, отсканировал заявление, и все необходимые данные уже в компьютере.

- Сейчас это наши конкретные задачи. Мы работаем над тем, чтобы ИИ помогал гражданам написать обращения в суд на основе их данных, и помогал сотрудникам регистрировать обращения граждан, создавая нужные документы для мировых судей.

- И как может выглядеть работа ИИ с гражданами?

- Что в данном случае требуется от фронт-офиса? Превратить зачастую сбивчивый и эмоциональный рассказ посетителя в документ, необходимый для обращения в суд. То есть, сделать из посетителя заявителя. По сути же, подсудные мировой юстиции споры не очень сложны и носят типовой характер. Мы же хотим, чтобы системы автоматизации, построенные на ИИ, предложили и гражданину, и сотруднику фронт-офиса конкретные вопросы по жизненной ситуации, и исходя из ответов на эти вопросы, система бы формировала конкретный документ под конкретную ситуацию.

Для примера: гражданин приходит с мыслями о разводе, а ИИ, помогающий консультанту, задает вопросы о наличии детей, об их возрасте, о том, будут ли спорить за них родители, о наличии имущества и о споре за него... ИИ должен будет оценить подсудность, возможно определенное заявление должно рассматриваться в суде общей юрисдикции. А если подсудность соответствует мировому суду, то ИИ должен составить исковое заявление. Или заявление об отмене судебного приказа, или о выдаче исполнительного листа, или о расходах и так далее. Мы уверены, что со всеми этими задачами ИИ отлично справится.

- В работе кол-центра вы тоже планируете использовать робота?

- Кол-центр еще не заработал, мы планируем открыть его в ближайшее время. Его задачей будет обработка всех звонков, поступающих на участки мировых судей сначала Благовещенска, а в перспективе и всей Амурской области. И здесь мы планируем использовать ИИ, который будет первоначально эти звонки принимать, анализировать и классифицировать. А если вопрос типовой, то и отвечать на него.

К типовым мы относим вопросы, связанные с подсудностью, с порядком обращения, вопросы о том, на какой стадии находится дело, о том, кто судья, вопросы о заказе каких-то документов. Человек-оператор будет подключаться к сложным вопросам, ответ на которые ИИ дать не сможет.

- Смогут ли суды в будущем заниматься исключительно правосудием?

- Практика работы нашего фронт-офиса показывает, что да, конечно.


Беседовал Михаил Телехов