Если изъятые в ходе обыска деньги, ценности и иное имущество не получены именно в результате совершения преступления, не являются незаконными доходами и не использовались для совершения противоправных действий, то они подлежат возвращению законному владельцу, разъясняет Верховный суд РФ в изученном РАПСИ определении. Высшая инстанция также обратила внимание, что судам необходимо обосновывать свои решения о конфискации.


Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ изучила жалобу по делу о мошенничестве в особо крупном размере с использованием служебного положения.

Адвокат оспаривает судебные решения в части конфискации денежных средств, изъятых у осужденного дома в ходе обыска: 881 доллар США, 795 тысяч рублей и 3 тысячи 760 евро. 

Три судебные инстанции посчитали, что данные арестованные в ходе следствия деньги, признанные вещественными доказательствами по делу, следует обратить в доход государства. При этом суд кассационной инстанции мотивировал решение тем, что денежные средства изъяты у осужденного в рамках расследования уголовного дела о легализации полученных преступным путем средств (статья 174.1 УК РФ).

Позиция ВС 

Однако Пленум Верховного суда РФ разъяснял, что в описательно-мотивировочной части обвинительного приговора следует приводить доказательства того, что конфискуемое имущество получено именно в результате совершения преступления или является незаконными доходами либо использовалось для совершения преступления (п. 11 постановления Пленума ВС от 14 июня 2018 года №17). Кроме того, судам необходимо обосновать решения о конфискации.

В данном случае отсутствуют как мотивированные суждения суда по вопросу конфискации имущества, так и указание на доказательства, на основании которых суд пришел к выводу о том, что изъятые у осужденного денежные средства относятся к подлежащему конфискации имуществу, констатирует ВС. 

«Кроме того, конфискации подлежат деньги, признанные вещественными доказательствами, указанные в п. «а» - «в» ч.1 ст. 104.1 УК РФ. В иных случаях, как это следует из п. 4 ч. З ст. 81 УПК РФ, деньги, ценности и иное имущество подлежат возвращению законному владельцу», - отмечает высшая инстанция. 

Однако каких-либо фактических и правовых оснований, позволяющих суду прийти к выводу об отнесении изъятых в рамках данного дела у фигуранта денежных средств к одной из категорий, предусмотренных данной нормой уголовного закона, судом не установлено и в приговоре не приведено, приходит к выводу ВС. 

«Что же касается утверждений суда кассационной инстанции о том, что передача денежных средств в доход государства является правильной, т.к. денежные средства изъяты в рамках расследования уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст. 174.1 УК РФ, то данные выводы суда сделаны без учета того обстоятельства, что фигурант не обвинялся и не был осужден по ст. 174.1 УК РФ», - обращает внимание ВС. 

В связи с чем Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности кассационной жалобы и о необходимости отмены судебных решений в части конфискации в доход государства 3 760 евро, 881 доллара США и 795 тысяч рублей. 

Материалы уголовного дела в этой части переданы в суд первой инстанции. № 5-УД25-98-К2

Алиса Фокс 

Подписаться на канал Верховного суда РФ в MAX >>>   

Подписаться на канал РАПСИ в MAX >>>