Верховный суд (ВС) РФ отказался поддержать выпившую при ребенке после смертельного ДТП мать. Отсрочка отбывания наказания возможна лишь для добросовестных родителей, которые не оказывают отрицательного воздействия на ребёнка, отмечает высшая инстанция в изученном РАПСИ определении. 


Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ рассмотрела уголовное дело о нарушении правил дорожного движения, повлекших по неосторожности смерть пешехода, сопряженные с оставлением места аварии. 

Водитель осуждена к 5 годам лишения свободы в колонии-поселении с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на 2 года.

Также постановлением суда дочь осужденной передана на попечение её бабушке.

Адвокат фигурантки считает чрезмерно суровым назначенное наказание и просил его смягчить либо применить положенную матерям отсрочку — до достижения ребенком 14 лет. 

Позиция ВС 

ВС указывает, что нижестоящий суд в полной мере учел, что фигурантка вину признала частично и выразила словесное раскаяние, по месту обучения дочери в школе характеризуется положительно — является руководителем родительского комитета, ведет в классе общественную деятельность, оказывает помощь матери и пожилой бабушке, имеющим заболевания. На эти обстоятельства суд опирался при определении размера наказания, которое является минимальным для предусмотренного санкцией части 4 статьи 264 УК РФ размера, обращает внимание высшая инстанция. 

Наличие у осужденной дочери, не достигшей четырнадцатилетнего возраста, на что ссылается адвокат в обоснование необходимости применения отсрочки, не влечет безусловное её применение, разъясняет ВС. 

«Отсрочка отбывания наказания возможна лишь при условии положительного поведения лица, его добросовестного отношения к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, исключающих оказание какого-либо отрицательного воздействия на ребенка», — отмечает высшая инстанция со ссылкой на позицию Пленума (постановление от 19 декабря 2023 г. № 47).

Однако в данном случае преступление было совершено матерью в присутствии своей несовершеннолетней дочери, находившейся в автомобиле, указывается в определении.

«После ДТП, в результате которого была сбита потерпевшая, скончавшаяся на месте, (осужденная) сознательно покинула место ДТП, вместе с ребенком проследовала в магазин, где также в присутствии дочери приобрела спиртное, вела по телефону разговоры о наезде на потерпевшую и последствиях этого», — подчеркивает ВС. 

При этом, в силу возраста ребенок осознавал случившееся, обращает внимание высшая инстанция.

Таким образом, судебными инстанциями сделан обоснованный вывод об отсутствии достаточных оснований для отсрочки, считает ВС. 

«Наличие положительной характеристики с места обучения дочери осужденной сами по себе не могут свидетельствовать о положительном и добросовестном исполнении осужденной своих обязанностей по воспитанию дочери, исключающих оказание какого-либо отрицательного воздействия на ребенка», — приходит к выводу ВС.

В итоге Судебная коллегия находит назначенное наказание справедливым, в связи с чем кассационная жалоба защиты оставлена без удовлетворения.

Дело №33-УД25-12-КЗ

Алиса Фокс 

Подписаться на канал Верховного суда РФ в MAX >>>

Подписаться на канал РАПСИ в MAX >>>