Признание налоговой задолженности безнадежной к взысканию само по себе не является препятствием для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, если их противоправные действия привели к невозможности выплаты долга, уточняет Верховный суд (ВС) РФ.
ФНС обратилась в суд с заявлением о привлечении учредителя и руководителя строительной компании к субсидиарной ответственности за налоговую задолженность на сумму свыше 21 миллиона рублей.
Заявитель пояснил, что по итогам проведенной в отношении компании проверки было установлено занижение налогов, фиктивный документооборот с контрагентом и вывод денежных средств. Впоследствии дело о банкротстве юрлица было прекращено из-за отсутствия средств, а налоговая задолженность признана безнадежной к взысканию.
Суды трёх инстанций отказали во взыскании долга с контролирующих должника лиц, сославшись на то, что требования налоговой составляют менее 50% требований кредиторов, признанная безнадежной задолженность не может быть взыскана в качестве убытков, а штрафы по налогам вообще не подлежат включению в субсидиарную ответственность.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ФНС обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд, указав, что задолженность стала безнадежной именно из-за противоправных действий контролирующих лиц, которые вывели активы должника и потому не должны уходить от ответственности.
По мнению налоговой службы, позиция нижестоящих судов фактически позволяет контролирующим лицам избежать последствий налоговых правонарушений.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС согласилась с доводами заявителя, отменила оспариваемые судебные акты и направила дело на новое рассмотрение, сообщили РАПСИ в пресс-службе Верховного суда.



