МОСКВА, 18 окт - РАПСИ. Адвокаты обвиняемых по делу об убийстве футбольного болельщика Егора Свиридова призвали присяжных не верить свидетельнице обвинения, разобраться во всем "по совести" и вынести справедливое решение, передает корреспондент агентства РАПСИ/infosud.ru из зала суда.
В ходе выступления в прениях адвокат Наримана Исмаилова Валентина Семина напомнила, что обвинением установлено, что ее подзащитный является зачинщиком драки и он признает себя в этом виновным. "Но сторона обвинения слишком драматизирует роль Исмаилова. К убийству Свиридова он отношения не имеет", - отметила адвокат.
Она также не согласилась с доводами прокуратуры о том, что Исмаилов использовал для начала драки малозначительный повод, когда потерпевший Дмитрий Петроченко выругался. "Отношение к нецензурной брани зависит от воспитания. Воспитание детей в селах Дагестана отличается особой щепетильностью, нецензурная брань с окончанием "твою мать" задело Исмаилова, он подошел к Петроченко и снова был послан", - пояснила Семина.
"То, что мой подзащитный ударил человека, не красит его, но и нецензурная брань в общественном месте без повода недопустима", - заявила адвокат, напомнив, что Исмаилов, по его словам, не ударил никого, кроме Петроченко, да и сами потерпевшие не видели, чтобы он бил кого-то еще. О том, что он активно участвовал в драке, нанося удары другим, в суде сказала только видевшая драку подруга подсудимых Надежда Минчинская, показаниям которой адвокат не доверяет.
Семина также подчеркнула, что не разделяет позицию обвинения о том, что драка была заранее спланированным нападением, обернувшимся избиением людей из компании Свиридова. "Потерпевшие - молодые, полные сил, здоровые мужики. Они сопротивлялись, наносили удары", - отметила она, добавив, что после драки у ее подзащитного болели почки, легкие. "Это была обоюдная драка. В таких случаях потерпевшими признаются те, кто первым обратился за медицинской помощью и написал заявление в милицию", - заявила адвокат, однако судья Андрей Расновский пояснил присяжным, что этот вывод не соответствует законодательству.
Адвокат выразила надежду, что присяжные разберутся во всех обстоятельствах дела "по совести, со всей ответственностью и объективностью". "Помните, что те ребята, что сидят за решеткой, тоже чьи-то дети", - отметила она.
В свою очередь адвокат Хасана Ибрагимова назвал выступление обвинения "яркой, экспрессивной, но неубедительной речью, в которой больше эмоций, чем доказательств". По его мнению, версия обвинения разбилась о доказательства и показания свидетелей, подсудимых и самих потерпевших. Адвокат подчеркнул, что у подсудимых не было предварительного сговора - они не знали о наличии травматического пистолета у Черкесова, да и не все были знакомы с ним.
По его словам, роль Ибрагимова в драке была минимальна - он сидел в такси и разговаривал по телефону, а когда вышел из него, то увидел дерущихся, но не стал вмешиваться. "Ни один из потерпевших не сказал, что Ибрагимов кого-то бил", - напомнил адвокат.
Он также призвал присяжных не верить показаниям Минчинской, которая во время допроса описала "страшную картину произошедшего", отметив, что подсудимые прыгали по головам подсудимых. По мнению адвоката, это просто невозможно, ведь, "прыжки семидесятикилограммового человека у кого-либо на голове чреваты наступлением летального исхода".
"Как говорил великий Станиславский: не верю", - поддержал его адвокат Рамазана Утарбиева.
"Жалко, что потерпевшим отвели роль жертв, которые подставляли левую щеку после удара по правой, ведь они сильные, отважные люди", - отметил адвокат.
Адвокат отметил, что на вопрос - было ли убийство Свиридова умышленным, присяжные однозначно должны ответить отрицательно.
"Умышленное убийство, это когда человек предпринимает для него все действия и желает, чтобы тот, в кого он стреляет, погиб. У Черкесова просто не было времени подумать, как не было и желания убивать", - заявил адвокат Игорь Панков. Он подчеркнул, что произошедшая трагедия не восполнима, но она не должна быть поводом огульно обвинять его подзащитного в том, чего он не совершал.
Адвокат напомнил, что Черкесов стрелял только в тех, кто на него нападал, а в своих показаниях он говорил, что не помнит, как стрелял, "возможно из-за плеча, под плечо, рукояткой вверх". "Возможно, ему было известно, что стрелять в жизненно важные органы нельзя, но в тот момент он не мог оценить ситуацию - шла драка, он получил повреждения", - заявил защитник. "Потерпевшие в ходе следствия вспоминали новые подробности, это считается нормальным, но если новые показания дает подсудимый, то обвинения воспринимают, как попытку уйти от уголовной ответственности", - прокомментировал Панков доводы обвинения о противоречиях в показаниях обвиняемых.
По его словам, в действиях Черкесова нет признаков хулиганства. "Он оказался на месте происшествия последним, когда события были в самом разгаре. Мой подзащитный воспринял драку, как нападение на своих знакомых", - отметил он.
Комментируя обвинения Черкесова в похищении сумки у одного из потерпевших, адвокат подчеркнул, что этот эпизод основывается на показаниях подруги пострадавших Надежды Минчинской. По его словам, свидетельница сначала указала на другого подсудимого, а потом переложила вину на Черкесова. Адвокат отметил, что у потерпевшего также пропала золотая цепочка и перстень, но их потом вернули ему сотрудники милиции. "Я не знаю, каким образом сумка пропала, но Черкесов к этому совершенно точно не причастен", - отметил Панков.
Он объяснил вызывающее поведение своего подзащитного в ходе судебного разбирательства шоком от произошедшего. "Он ведет себя вызывающе, но он страдает, ему это снится по ночам. Такое поведение вызвано особенностями воспитания, характера, обстоятельствами", - добавил Панков.
Убийство Свиридова
Егор Свиридов был убит выстрелом из травматического пистолета в ночь на 6 декабря 2010 года на Кронштадтском бульваре в Москве.
Преступление приобрело большой общественный резонанс. Недовольство молодежи вызвало то, что следователи отпустили нескольких задержанных по подозрению в убийстве. Впоследствии в декабре прошлого года на Манежной площади в центре столицы произошли беспорядки.
Задержанному по подозрению в убийстве болельщика 27-летнему Черкесову также были предъявлены обвинения в совершении других преступлений - хулиганстве, грабеже, покушении на убийство. В рамках этого же уголовного дела предъявлено обвинение уроженцам Дагестана - 20-летним Акаю Акаеву, Артуру Арсибиеву и Нариману Исмаилову, 19-летнему Хасану Ибрагимову и 21-летнему Рамазану Утарбиеву, которые обвиняются в хулиганстве и умышленном причинении легкого вреда здоровью.
По версии следствия, ссора между болельщиками и обвиняемыми завязалась из-за "незначительного повода и высказывания" одного из болельщиков. В результате обвиняемые напали на потерпевших, используя в качестве оружия стеклянную бутылку, и избили их; при этом Черкесов из имеющегося у него травматического пистолета "Стример-2014" произвел по два выстрела в двух членов группы. Они получили легкие травмы.
Затем Черкесов, по данным Генпрокуратуры РФ, "принял решение об убийстве потерпевших". Он подошел к Свиридову и целенаправленно произвел не менее двух выстрелов ему в голову и живот, повлекших летальный исход. После этого, по словам представителя Генпрокуратуры, Черкесов произвел еще не менее шести выстрелов в другого пострадавшего и похитил сумку одного из молодых людей.
Адвокаты всех пятерых подсудимых заявили о невиновности своих подзащитных, которые, по их словам, стали жертвой провокации со стороны компании Свиридова. Причем, по словам защитника Черкесова Дмитрия Панкова, его клиент никогда не отрицал факта использования травматики, но действовал ради самообороны, не собираясь никого убивать.