С.-ПЕТЕРБУРГ, 30 мар - РАПСИ. Конституционный суд (КС) России в пятницу признал законным право органов местного самоуправления принимать решения о приватизации жилых служебных помещений, находящихся в муниципальной собственности, говорится в материалах суда.
КС проверил конституционность части 2 статьи 4 закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой органы местного самоуправления могут принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Поводом к рассмотрению дела стала жалоба администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл.
Звениговский районный суд в 2010 году признал противоречащими закону о приватизации ныне действующий пункт 1.6.1 положения "О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Звениговского муниципального района".
В соответствии с этим пунктом администрация муниципального района могла передавать муниципальное служебное жилье в собственность гражданам, занимающим его по договорам социального найма, при условии, если они не менее десяти лет непрерывно работали врачами, педагогами, участковыми милиции или занимали другие должности в государственных и муниципальных бюджетных учреждениях района.
Позднее администрация пыталась оспорить это решение, однако надзорные инстанции эти жалобы отклонили. Суды пояснили, что законодатель действительно предоставил муниципалитетам право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Однако основания и условия приватизации могут устанавливать только субъекты Российской Федерации, а законодательством Марий Эл они не определены. По мнению заявителей, оспариваемая норма ограничивает имущественную самостоятельность местного самоуправления.
"Приватизация служебных жилых помещений связана с реализацией права собственника распоряжаться своим имуществом. Только федеральный закон может ограничивать право собственности, устанавливая владельцам жилищного фонда основания и условия приватизации служебных жилых помещений, регулирование этого права региональными законами означало бы нарушение установленных Конституцией ограничений предметов ведения РФ и ее субъектов", - сообщает КС.
КС признал оспариваемые нормы не противоречащими Конституции. "Органы местного самоуправления вправе определять необходимый состав муниципального имущества, порядок и условия его использования и дальнейшее предназначение", - отмечается в материалах суда.
КС также отметил, что решения о приватизации служебного жилья должны быть определенными, обоснованными и исключающими возможность злоупотребения.
"Таким образом, положение не противоречит Конституции, поскольку не препятствует муниципалитетам принимать решения о приватизации в отсутствие правового акта субъекта РФ, если такие решения принимаются в порядке исключения и позволяет сохранять служебный жилищный фонд в объеме, соответствующем его целевому предназначению", - отмечает суд.
КС также постановил, что решения в отношении заявителя подлежат пересмотру. Судья-докладчик по данному делу Сергей Казанцев отметил, что он не уверен, что суд общей юрисдикции при пересмотре дела заявителя станет на его сторону.
"Мы сказали, что жилищный фонд - не средство для обеспечения молодых специалистов, мы только сказали, что как раз субъекты РФ не вправе вмешиваться в вопросы приватизации служебного жилья", - заключил Казанцев.