С.-ПЕТЕРБУРГ, 25 июл - РАПСИ, Кирилл Чулков. Банкир Александр Гительсон в пятницу заявил в Василеостровском районном суде Петербурга о несогласии с обвинительным заключением по делу о мошенничестве почти на 2 миллиарда рублей с деньгами правительства Ленобласти, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.
Суд в пятницу приступил к рассмотрению по существу дела бывшего председателя совета директоров ОАО «Банк ВЕФК» и ОАО «Инкасбанк» Александра Гительсона.
Согласно обвинительному заключению, по договору от 26 июня 2007 года Комитет по финансам Ленинградской области разместил более 1,98 миллиардов рублей на счету «Инкасбанка». В октябре 2007 года Гительсон разработал план хищения этих средств, вступив в преступный сговор с председателем правления «Инкасбанка» Татьяной Лебедевой. Гительсон оформил фиктивные денежные обязательства «Инкасбанка» перед банком ВЕФК, которые впоследствии «Инкасбанк» погасил реальными деньгами Ленобласти. После этого Гительсон посредством отправки фиктивного SWIFT-сообщения якобы осуществил электронный перевод 5 миллиардов рублей из подконтрольного ему сербского банка «Баня Лука» в банк ВЕФК.
Согласно данным следствия, далее Гительсон по подложным документам под видом временного заимствования похитил из хранилища банка ВЕФК 2,5 миллиарда рублей наличными. Ущерб бюджету Ленобласти составил более 1 миллиарда 892 миллионов рублей.
Лебедева была осуждена на четыре года условно и оштрафована на 300 тысяч рублей. Гительсону предъявлено обвинение по статье «мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере». По решению суда его арест был продлен до 14 января 2015 года.
«С предъявленным обвинением я не согласен. Обвинение содержит массу противоречий и не связанных между собой фактов», - заявил в суде Гительсон.
Кроме того, Гительсон утверждает, что у правительства Ленобласти не было сомнений, что все деньги будут возвращены. По словам банкира, на момент возбуждения уголовного дела между правительством Ленобласти и «Инкасбанком» существовал договор о реструктуризации задолженности и срок ее погашения до задержания банкира еще не истек.
Гительсон признал, что в сентябре-октябре 2008 года в банковской группе ВЕФК, куда входит «Инкасбанк», «возникли проблемы». «Я обратился как председатель совета директоров всей группы банков в Центральный банк с просьбой о предоставлении денежных средств на временную помощь», - сказал Гительсон.
При этом, отмечает банкир, он предупредил, что помощь будет предоставлена всей группе банков ВЕФКа. Однако, утверждает Гительсон, когда средства были предоставлены, в банке ВЕФК был назначен временный управляющий, который заявил, что окажет помощь только ВЕФКу, «а все остальные банки могут идти куда они хотят».
Таким образом, Гительсон утверждает, что ко времени возбуждения данного уголовного дела, он уже не мог влиять на взаимоотношения банков ВЕФК и «Инкасбанк».
В тот момент, когда следствие должно было предъявить банкиру обвинение по этому делу, Гительсон покинул Россию. Этим он нарушил подписку о невыезде, данную им до того по делу о хищении в 2008 году почти миллиарда рублей со счета отделения Пенсионного фонда Свердловской области в банке «ВЕФК-Урал». Позже Гительсон был экстрадирован из Австрии в декабре 2013 года.
Кроме того, Гительсон фигурирует в деле о взятке бывшей главе петербургского пенсионного фонда Наталье Гришкевич. Дело Гришкевич в настоящее время рассматривает Приморский районный суд Петербурга. По данным следствия, Гришкевич получила от банкира более 1,8 миллиона долларов за размещение денег для финансирования пенсий и иных соцвыплат на счет в его банке. По данным СК, постоянно в банке Гительсона находилось не менее миллиарда пенсионных денег.