МОСКВА, 13 окт - РАПСИ, Алексей Афонский. Конституционный суд (КС) РФ во вторник начал рассмотрение дела о проверке конституционности двух статей федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" (МСУ) и нормы закона Иркутской области об организации МСУ, следует из материалов суда.
Региональная вольница
Авторами обращения в КС выступила группа из 90 депутатов Госдумы во главе с парламентарием Антоном Романовым, представлявшим интересы заявителей в ходе заседания.
Заявители указали, что поводом для их обращения в КС послужило принятие в мае 2014 года документа, значительно расширившего полномочия регионов по определению моделей местного самоуправления.
Так, регион, согласно новым правилам, волен устанавливать на своей территории одну или несколько моделей осуществления МСУ из вариантов, представленных в федеральном перечне.
Позднее в оспариваемый закон были дважды внесены поправки, позволившие местным представительным органам власти выбирать главу муниципалитета из своего состава. Именно подобный случай, произошедший в Иркутске, стал причиной недовольства заявителей. Законодательное собрание Иркутской области заменило прямые выборы мэра областного центра его избранием депутатами представительного органа из своего состава, по мнению заявителей, лишив, таким образом, жителей Иркутска права самостоятельно определять предпочтительный способ избрания городского главы. А это, на взгляд депутатов Госдумы, способствовало установлению в конкретном муниципалитете безальтернативной модели организации власти, что противоречит Основному закону страны.
На страже дезориентированного населения
В ходе заседания КС во вторник депутат Романов еще раз заявил, что оспариваемый федеральный закон, и принятый на его основе закон Иркутской области, "привели к сомнениям в обществе и дезориентировали население Иркутска, которое почувствовало себя обманутым и оскорбленным".
В свою очередь, полномочный представитель Госдумы в КС Дмитрий Вяткин обратил внимание суда на то, что обращение его коллег по нижней палате парламента скорее относится к области политики, а не юриспруденции, и потому должно быть отклонено Конституционным судом. По его словам, оспоренные нормативные акты не нарушают принцип народовластия, а возможность волеизъявления населения осуществляется теперь не напрямую, а опосредованно.
В свою очередь, глава конституционного комитета Совета Федерации Андрей Клишас заявил, что оспариваемые нормы не противоречат Основному закону. С ним согласились представитель президента РФ в КС Михаил Кротов и представитель Генпрокурора Татьяна Васильева.
Одновременно с этим представитель губернатора Иркутской области Анна Выштыкайлова поддержала заявителей, отметив, что в оспариваемых нормах законов имеется неопределенность, а потому они нуждаются в толковании суда.